В черновиках Метнера

Огромное значение зодческого начала в трактовке сонатной формы ощутимо и в концертах Метнера. В Первом концерте, к примеру, нет привычной трехчастности. Масштабное сочинение заключено в форму расширенного сонатного allegro с признаками цикличности. Степень самостоятельности и развитости разделов столь велика, что допускает аналогии с отдельными частями сонатного цикла.
В свободной форме Метнер умело сохраняет очертания формы классической . В основу тематического единства лег листовский принцип монотематизма, к которому Метнер тяготел . Монотематизм, как известно, имеет оборотную сторону — построение на одной теме (либо главенствующей при ряде тем) требует разнообразия в ее трактовке. Это выразилось в широком свободном варьировании. Первый концерт Метнера сочетает монотематический принцип с вариационной трансформацией тем . В центре формы появляется вариационный раздел, в котором все время усиливаются напряженность и быстрота движения .
В Первом концерте Метнера скрещиваются, условно говоря, новое и старое. «Старый» принцип служит исходным пунктом (медленное начало вариаций в Концерте). Разработка заметно расширена за счет свободных вариаций. В то же время ее конструкция логична.
В черновиках Метнера читаем: «Разработка — чередование фортепиано и оркестра. Таинственно танцующие мотивы, часто тонально законченные. Распыление тем» . Сама тема введена автором в разработку не сразу. Ее постепенное «вызревание» приводит к утверждению и многообразному варьированию, а в заключительных вариациях тема снова начинает рассредоточиваться. Построение разработки также предварительно намечено в черновиках: «Сначала свободные (в отношении общей линии, общего движения разработки) фрагменты-вариации, может быть даже с заключительными каденцеобразными пассажами, но непременно более или менее устойчивые, определенные тонально, а потом собственно разработка, состоящая из фрагментов этих фрагментов, тонально неустойчивая, устремляющаяся прямо в репризу» .
Трудности, с которыми сталкивается автор, создающий вариации внутри цикла, достаточно ясны. Вариации в крупной форм« не могут быть цепью миниатюр. Создание цельной линии развития представляется весьма сложным, поскольку вариационность надо «преодолевать». Чередование вариаций создает разнообразие — образ как бы освещается с разных сторон. Связь с темой способствует внутренней связи вариаций между собой. Но варьирование ведет и к расчлененности формы.

Ваше мнение...

Рубрики