В ля-минорной Сонате

Призывал ли Метнер к наивозможной ровности движения? Ведь в его игре ритмика была полна кипучей жизни. Противоречие мнимое — в интерпретации самого Метнера свобода высказывания органично сплавлена с классической сдержанностью. У него, как и у ряда крупнейших мастеров, исполнение обретает полнокровность внутренней жизни в органическом слиянии строгой ритмической основы и гибкого «владения временем». К «al rigore di tempo», которыми буквально пестрят сочинения Метнера, и следует отнестись как к осознанной необходимости общего пульса, живого и (в пределах установленных временных границ) свободного. Ритмический стержень при этом неизменно ощутим.
Многозначительно совпадение: в каждый из фортепианных концертов Метнер впоследствии дополнительно внес идентичные примечания: «На протяжении всего произведения сохранять ось — единицу темпа, но без метронома» . В авторский экземпляр соль-минорной Сонаты Метнер также дописал: «Пожалуйста, всегда одну ось, одну линию темпа». К обозначению «Allegro assai» (после вступительного восьмитакта) дано авторское примечание: «Allegro assai» — это общий для всей пьесы темп, но это начало должно иметь характер sostenuto в пределах общего темпа» . Автор настаивал также на постепенности темповых изменений, которые «должны быть… весьма незаметны по градации (за исключением интерлюдии и возвращения к Allegro assai)» .
В ля-минорной Сонате из «Забытых мотивов» есть аналогичное примечание: «Все колебания темпа должны быть едва заметными и всегда постепенными с сохранением общей темповой оси» . Тем самым композитор напоминает о необходимости с самого начала ощущать верный пульс и возможную меру агогической свободы. Стремление определить ее закономерности запечатлелось в «Заметках о ритмическом rubato» . Нам неизвестна аналогичная попытка найти обоснование тончайшим проблемам владения временем, которые и поныне остаются для многих музыкантов подвластными лишь интуиции.
Лишенная жизни, подчеркнутая метричность слышалась Метнеру антиподом живого высказывания. Поэтому он со всей решительностью подчеркивает неуместность метронома, «некомпетентного в художественном движении» . Говоря о «его лжи», Николай Карлович считает желательным «начать с анафемы метроному». Разумеется, прикладное значение метронома он не отрицал, иначе не прибегал бы в своих сочинениях к метрономическим обозначениям. Метнер опасался умерщвления живого исполнительского пульса игрой под метроном. Потому в ремарке к «Сонате-балладе» он настаивает на ровности движения, но «не теряя при этом индивидуальной экспрессии каждой из тем и не впадая в метрономичность» . Отметим, что в авторском экземпляре эта ремарка отнесена к основной характеристике первой части.

Ваше мнение...

Рубрики