Заманчивые планы не привлекли Метнера
После конкурса Метнер вместе с отцом, приехавшим специально в Вену, совершил небольшое путешествие. Сильнейшее впечатление произвело посещение Зальцбурга — родины Моцарта, который навсегда остался для Метнера идеалом чистоты и возвышенности искусства.
По возвращении в Москву Метнер участвовал в открытии сезона Русского музыкального общества (21 октября 1900 года). Он исполнил Пятый концерт А. Рубинштейна, дирижировал оркестром В. И. Сафонов .
В канун выступления Метнер играл Сафонову в консерваторском классе. Ю. Иссерлис, учившийся в то время у Сафонова, вспоминал впоследствии: «…Однажды, как раз перед самым началом урока, Сафонов торжественно объявил, что мы услышим Пятый концерт Рубинштейна в исполнении выдающегося пианиста, Николая Метнера, его бывшего ученика… Я никогда не забуду то огромное впечатление, которое произвела на всех нас игра Метнера. После того как он ушел, и один из учеников Сафонова, который начал было свой урок, воскликнул: «Как я могу играть после такого пианиста?», Сафонов заметил: «Это как вода после шампанского»» .
Сафонов прочил своему воспитаннику прежде всего артистическую карьеру и принял самое деятельное участие в организации концертного турне, которое предстояло совершить Метнеру, Предполагалось, что он выступит с сольными программами, а также будет играть Пятый концерт Рубинштейна в Париже и других европейских центрах. Переговоры о предстоящих в январе 1901 года концертах были близки к успешному завершению, о чем можно судить по переписке Сафонова с парижским музыкальным деятелем Блонделем .
Однако столь заманчивые планы не привлекли Метнера. Непреодолимое стремление сочинять побудило его отказаться от намечавшихся гастролей. А. М. Метнер вспоминала, что не последнюю роль в этом решении сыграло нежелание музыканта в течение длительного времени исполнять одну и ту же программу — ведь после конкурса у него не было возможности подготовить новый репертуар; поэтому он и принял решение, которое многим казалось неожиданным.
Стремление Метнера сосредоточить свои усилия прежде всего на композиторской работе поддержал С. И. Танеев. В семье, как вспоминал А. Ф. Гедике, Николая Карловича стремились направить главным образом по артистической стезе.
Все же Метнер вопреки желанию родных и настояниям Сафонова остался тверд в принятом решении. В отношениях междувластным, не любившим возражений учителем и учеником появились натянутость. Уделяя все больше времени композиции, Метнер продолжал с успехом концертировать. 22 ноября 1900 года он впервые выступил в Большом зале Петербургской консерватории с конкурсной программой, включая и Пятый концерт Рубинштейна. Через неделю пианист снова играл в Москве, в квартетном собрании, посвященном Бетховену. Немалый интерес вызвала интерпретация Двадцать девятой сонаты (соч. 106). Совместно с фон-Гленом он исполнил еще одну из поздних бетховенских сонат — для фортепиано и виолончели, соч. 102. Судя по рецензиям, ряд произведений был сыгран сверх программы.