ЭПИЛОГ
В первом томе собрания материалов «Н. Я. Мясковский» (М., изд. 2, 1964). Статья трудно поддается купированию, поэтому извлечение из нее здесь не приводится. ние его творчества на музыкальный стиль нашей эпохи». (Из статьи Д. В. Житомирского «К изучению стиля Н. Я. Мясковского».)
Место, занимаемое Мясковским в истории советской музыкальной культуры, значительно и, можно надеяться, уже не зависит от колебаний вкуса и спроса. Некоторые требования, предъявлявшиеся в свое время к композитору, кажутся сейчас надуманными и неглубокими. Некоторые достижения, бесспорные в глазах самого художника и его доброжелателей, побледнели и обесцветились в беге времени. Но неоспоримо высокое культурное значение личности и деятельности Мясковского, не уступающее его чисто композиторским заслугам и неразрывно с ними связанное. То, что дал в своих романсах, квартетах и особенно в симфониях Мясковский, образует неповторимое явление, без которого беднее и скуднее была бы наша история и культура. Этот скромный, упорно и напряженно работавший человек, с нелегкой судьбой, оставил нам драгоценные художественные свидетельства об эпохе, которая всегда будет вызывать страстный интерес.
Содержательны и точны . суждения Л. В. Данилевича:
«Развивая психологическую линию советского симфонизма, Мясковский одним из первых пришел в этой области к значительным достижениям. Я имею в виду лучшие его симфонии 1935—1940 годов. Они появились примерно в одно время с Пятой симфонией Д. Д. Шостаковича… Мясковский и Шостакович наметили тогда две важные дороги, по которым пошло развитие значительной части советской симфонической музыки. Пятая симфония Шостаковича утверждала тип трагедийного симфонизма, отмеченного необычайной остротой воплощаемых им конфликтов, необычайной психологической напряженностью. Симфонии Мясковского не назовешь трагедиями (кроме Шестой), хотя трагическое присутствует в некоторых из них. Скорее, это лирические драмы. Их концепции менее масштабны… в них нет такой обнаженности внутренних конфликтов и противоречий. Вместе с тем симфонизм Мясковского передает пульс нашей жизни, взволнованное дыхание современности…
Я помню, как в 20—30-е годы некоторые молодые композиторы почти копировали приемы Мясковского: его терпкие густые гармонии, характерные ритмические фигуры. Иногда в творчество этих композиторов проникали те безотрадные настроения, которые были присущи Мясковскому в более ранние годы его творческой жизни и от которых он уже стремился освободиться… Но не это существенно… Занятия у Мясковского, внимательный анализ его партитур являлись хорошей школой мастерства музыкального развития, симфонического мышления. Эта школа сказывается в симфонических (а также камерных) произведениях Кабалевского, Шебалина, Пейко, Юровского, Галынина и других композиторов». (Из статьи Л. В. Данилевича «Н. Я. Мясковский. К 75-летию со дня рождения».)