Мясковский, как бы мимоходом, давал удивительно точные и лаконичные определения

Я часто думаю о том, что в нашей системе воспитания музыканта почти не уделяется внимания выработке важнейшего качества — артистизма… Прежде всего надо воспитать человека с широким кругозором в искусстве и жизни (дав ему в то же время совершенно свободное владение музыкальной техникой). А для этого необходимо чуткое отношение к индивидуальности. Таков был педагогический метод Мясковского, и это представляется мне самым привлекательным свойством его школы». (Из «Воспоминаний» В. Я. Шебалина.)
Содержательны и метки наблюдения ученика Николая Яковлевича, композитора Н. И. Пейко:
«Каждый, будь то начинающий студент консерватории или зрелый композитор, общаясь с Николаем Яковлевичем, испытывал одновременно два разнородных чувства: известное, так сказать, душевное смущение и ощущение непринужденности, атмосфера которой неуловимым образом создавалась при общении с выдающимся композитором. Манера Мясковского высказывать свои мысли обычно требовала от собеседника большого внимания, так как он имел обыкновение ча- сто в самых обыденных выражениях… говорить об очень серьезных вещах. Так, в 1938 году, прослушав в классе новую часть симфонии одного из своих учеников, который обычно очень экспансивно демонстрировал свои сочинения, Мясковский после короткой паузы заметил: «Выразительно…. Здесь чувствуется темперамент… Не только Ваш — и музыкальный». За этими скупыми и слегка ироническими словами угадывалась глубокая мысль о разнице между эмоцией, условно говоря, житейской и эстетической…
Нередко Мясковский, как бы мимоходом, давал удивительно точные и лаконичные определения различным явлениям в искусстве. Беседуя о «Петрушке» Стравинского… Николай Яковлевич заметил: «А ведь Стравинский начался там, где кончился Римский-Корсаков»…
В приносимых ему работах он очень редко занимался выправлением с карандашом в руках технических погрешностей, хотя всегда на них указывал. Вместо этого, найдя в сочинении технически неудачное место, он буквально засыпал студента примерами из музыкальной литературы… Подбор примеров всегда был очень меткий, поучительный, и при этом без какой-либо предвзятости к композиторским именам. Это могли быть примеры из творчества «великих» — Бетховена или Чайковского, из «маститого» современного Прокофьева или всегда бесконечно талантливого, молодого (в то время) Шостаковича.
Однажды Мясковский дал в классе очень полезный совет, как изучать музыкальную литературу композитору: «Смотрите большое количество самых различных сочинений, ставя перед собой какую-нибудь частную задачу. Я, например, как-то летом проштудировал не одну сотню сонатных аллегро, анализируя тональные планы разработок».
Мясковский никогда не оказывал давления на вкусы и устремления студентов. Если его внимание обра- щали на слишком неумеренное увлечение ученика чьим-либо творчеством или подражанием, он отвечал: «Сам должен выписаться», прекрасно понимая, что если студент — натура творчески сильная, он сам довольно быстро исчерпает в подражании запас неумеренной привязанности к тому или иному яркому явлению…

Ваше мнение...

Рубрики