Осень 1942 года

Из Нальчика группа композиторов переехала в ноябре 1941 года в Тбилиси, а в сентябре следующего года, в связи с положением на Южном фронте, вся группа была кружным путем, через Ереван, Баку и Красноводск, направлена во Фрунзе. Переезд дался всем тяжело. Немногим лучше оказалось и на месте:
«…Во Фрунзе нас не ждали, и для приема группы ничего не было приготовлено… Работать брат почти не мог…». (Из воспоминаний В. Я. Меньшиковой, В. Я. Яковлевой и Е. Я. Федоровской «Памяти брата».)
И все же композитор работал. Осенью 1942 года он писал поэму-кантату «Киров с нами» на текст Н. Тихонова. Вот как запомнился Николай Яковлевич тех трудных месяцев театральному режиссеру С. А. Малявину, вошедшему тогда в круг его добрых знакомых:
«Жил он в первом этаже, окно выходило на улицу. Проходя мимо гостиницы… по нескольку раз в день, я заставал Николая Яковлевича в неизменной позе у маленького письменного стола, с шубой на плечах, склонившегося над листами нотной бумаги… Мы с Павлом Александровичем Ламмом частенько заходили к нему, чтобы вытащить его подышать свежим, чудесным воздухом и погреться на солнышке… Как-то я зашел к нему один… Не успел я произнести слово, как он… бросил мне торопливо: — «Посиди. Через двадцать минут… Только сиди спокойно…»
…Итак, мне приказано ждать и молчать. Беру газету и тщательно изучаю ее — до последней строчки, до наименования типографии. Одним глазом из-за газеты наблюдаю за Николаем Яковлевичем. Он сосредоточен, в хорошем настроении, ему явно что-то удается.
О моем присутствии в комнате он совершенно забыл. Царит тишина, я затаил дыхание, тишина эта только изредка нарушается коротким мурлыканьем: это Николай Яковлевич невнятно пропевает партию какого-нибудь инструмента, отдельную музыкальную фразу, развивает ее…
Однако ноги мои потихоньку начинают коченеть. Я оказываюсь несравненно более чувствительным к холоду, царящему в номере, чем Николай Яковлевич. Он неутомимо водит посиневшими от стужи пальцами по нотной бумаге, сосредоточенный, увлеченный. Внезапно он встает, нервно перелистывает несколько страниц и с довольной ухмылкой шепчет про себя: — «Кажется, получается…» — Потом закрывает партитуру, поворачивается ко мне и произносит совершенно внятно:
— А впрочем, пойдем на воздух». (Из статьи С. А. Малявина «Памяти Николая Яковлевича».)
Об авторских намерениях в кантате «Киров с нами» и ее построении рассказывает А. А. Иконников:
«В кантате четыре части, которые Мясковский… условно охарактеризовал так: «Город ночью», «Завод», «Киров», «Бой».
Оркестровая прелюдия и вступительные фразы хора первой части: Домов затемненных громады

Ваше мнение...

Рубрики