Преувеличенная выразительность
«Романс («Ты идешь на поле битвы» — одно из лучших произведений в сборнике. Сосредоточенная мелодия, поддержанная тяжелыми аккордами фортепиано, не сразу, не с первых звуков захватывает слушателя. Но с каждой новой фразой, с каждой строфой все больше и больше раскрывается вся сдержанная, строгая красота этого романса, все больше покоряет глубокая выразительность этой мелодии. Связь музыкальной формы с поэтической — удивительно тонка…
Одним из наиболее значительных и глубоких не только в данном сборнике, но и вообще в вокальной лирике Мясковского является романс «Выхожу один я на дорогу». Трактовка этого стихотворения чрезвычайно характерна для нынешнего этапа творчества Мясковского. Пессимистические мотивы ранее занимали очень значительное место в его вокальной лирике. В лермонтовской же элегии композитор подчеркивает не желание, «забыться и заснуть», а романтическую взволнованность, неопределенные, неясные порывы. И поэтому не формально, а глубоко закономерно, подготовленно звучит просветленное заключение романса…
«Вокальность», присущую большинству романсов лермонтовского цикла, нужно особо отметить. Это именно то качество, которого раньше не хватало даже таким лучшим романсам Мясковского, как, например, романсы на тексты Блока (ор. 20). В «блоковских» романсах вокальная партия более декламационна, чем напевна. Мелодические обороты трудны для интонирования, хотя и очень выразительны (ярким примером может служить романс «Ужасен холод вечеров»). Непрерывности развития вокальной партии, единства мелодической линии мы здесь не найдем. Декламационность вокальной партии доведена до предела в романсах Мясковского на тексты Зинаиды Гиппиус, в особенности в мрачнейшем цикле «На грани». Преувеличенная выразительность, истерическая напряженность интонаций приводят подчас к полному разрушению мелодии как музыкального единства.
В лермонтовском цикле композитор вовсе не отказывается от декламационного принципа развития вокальной партии, но обогащает его элементами мелодизма, напевности… Лермонтовские романсы невольно ассоциируются с романсами на тексты Баратынского (ор. 1), классически простыми, крепко связанными с традициями русской вокальной лирики (в первую очередь лирики Римского-Корсакова). Этот цикл обычно мало принимается во внимание при анализе творчества Мясковского. И сам композитор в своих «Автобиографических заметках» называет их всего лишь «вполне грамотными». Нам же представляется, что именно отсюда идет стремление Мясковского-лирика к «прекрасной ясности», которое можно проследить на всем протяжении творческого пути композитора, несмотря на всю сложность и извилистость этого пути. Лермонтовские романсы с их глубиной и зрелостью, законченностью и мастерством формы выражения являют собой наиболее полное и совершенное выражение этого стремления». (Из статьи В. А. Васиной-Гроссман «Лермонтовские романсы Н. Я. Мясковского».)