Шестнадцатая симфония станет очевидной
«Шестнадцатая симфония — первое произведение Мясковского, которое по значительности содержания, масштабам мысли можно сопоставить с его ранними симфониями и, вместе с тем, с полным правом противопоставить этим симфониям… В ней был найден органический синтез нового, к которому композитор упорно стремился на протяжении ряда лет, — с наиболее ценными и жизненными элементами его прежнего творческого стиля.
Интересна в этом смысле главная тема первой части Шестнадцатой симфонии. Выраженный в ней образ светлой героики, стремительного ликующего движения, — очень нов для Мясковского. В пятнадцати предшествовавших симфониях можно обнаружить лишь единственный близкий ему по характеру эпизод. Я имею в виду празднично-героическую главную партию финала Шестой симфонии. Но там композитор использовал подлинную мелодию революционной песни («Карманьола»); она как бы привнесена извне и отчетливо противопоставлена остальному материалу произведения. В Шестнадцатой симфонии Мясковский впервые создает собственную, индивидуально окрашенную героическую тему, являющуюся одним из главных образов всего произведения… В ней чувствуется и устремленность, и ликующая праздничность, и вместе с тем некое «тор- мозящее» начало, препятствующее легкому и свободному движению, придающее последнему большую упругость, «мускулистость»…
В выразительности третьей части — скорбно-героического траурного марша — большую роль играет его ладовая окраска. Марш написан в натуральном миноре с дорийской секстой (повышенной шестой ступенью)… Благодаря своей особой диатоничности… этот вид минора обладает чрезвычайно суровой окраской. Очень показателен самый факт преимущественного интереса Мясковского к этой разновидности народных ладов: композитор избирает краску, образ, характер, близкие его индивидуальности. Здесь, между прочим, одна из точек живого соприкосновения его с языком Мусоргского; нередко именно своеобразный жестковатый и суровый минор Мясковского заставляет ассоциировать его темы с «Борисом» и «Хованщиной»… Коренное отличие траурного марша из Шестнадцатой симфонии от трагических тем раннего Мясковского — в его гармонической и мелодической простоте и даже некоторой лапидарности. Если его сравнить, например, с траурным маршем Третьей симфонии (кода), новизна трактовки этого образа в Шестнадцатой симфонии станет очевидной: Мясковский освобождает его от элементов субъективно-лирических (выраженных там в извилистой и острохроматизированной мелодике, в «щемящих» диссонирующих аккордах), придает ему подчеркнуто объективный гражданский характер». (Из статьи Д. В. Житомирского «К изучению стиля Н. Я. Мясковского».)
В 1936 году композитор опубликовал свои «Автобиографические заметки о творческом пути», отразившие раздумья ищущего, неудовлетворенного собой взыскательного художника. Вместе с тем в «Заметках» дает себя знать и сурово прямолинейный критицизм в оценке собственного пути, его сложности и противоречивости.