Симфония для скрипки с оркестром
В 1968 году тот же автор уже в исторической перспективе, еще полнее и справедливее определит романсы Мясковского на слова Лермонтова, выдвинув на одно из первых мест «Казачью колыбельную песню», живее ощутив в романсе «Выхожу один я на дорогу» главенствующую мысль очищающего душу человека слияния с природой, высоко оценив написанные в декламационной манере романсы «Нет, не тебя так пылко я люблю» и «Они любили друг друга» и завершив разбор следующими словами:
«Лермонтовские романсы занимают вершинное положение в вокальном творчестве Мясковского. Ни в одном из предшествующих (да, пожалуй, и последующих) циклов мы не, найдем такой многогранности: от философской элегии до изящной танцевальной миниатюры, от траурной баллады до ласковой колыбельной песни. Здесь синтезированы лучшие и очень различные элементы, найденные композитором в других его сочинениях, достигнута на новом этапе развития мастерства та ясность мысли и чувства, залогом которой были его ранние романсы на слова Баратынского». (Из книги В. А. Васиной-Гроссман «Мастера советского романса».)
Одним из крупных произведений «на пути к двадцать первой симфонии» был созданный в 1938 году Концерт для скрипки с оркестром. Вот как характеризует его выдающийся знаток старинной и новой скрипичной музыки И. М. Ямпольский:
«Написанный в период времени между Восемнадцатой и Девятнадцатой симфониями, скрипичный концерт в сущности — симфония для скрипки с оркестром, в которой элементы виртуозного показа скрипичного звучания подчинены задаче эмоционального выражения… Главные события развертываются в первой части, заключающей наиболее существенные моменты всего произведения и отличающейся импозантностью масштабов (отголоски грандиозности построения первой части скрипичного концерта Чайковского)… В пластичности и как бы парящей легкости главной и побочной партий отра- жена светлая и ясная сфера эмоций, характеризующая музыкальную настроенность концерта. Контрастирующее сопоставление тем выражено у солирующей скрипки не во внешней контрастности движения или динамическом противопоставлении драматической напряженности и лирического пафоса, а в тембральной «инструментовке» — противопоставлении крайних регистров скрипичного звучания.
Кантабильность является наиболее ценной стороной концерта Мясковского. Менее интересна собственно скрипичная фактура… Вторая часть концерта написана в нежных, идиллических тонах. Ласковая простота мелодии, тончайшие плетения скрипичного орнамента, прозрачность инструментовки создают прелестную по колориту звуковую акварель…» (Из главы И. М. Ямпольского «Смычковая музыка» в книге «Очерки советского музыкального творчества».)
Схожие тенденции сказались в новых струнных квартетах Мясковского.
«Бывают сочинения, слушая которые кажется, что пни создавались каким-то единым творческим порывом… Какого бы творческого напряжения не стоили такие произведения их авторам, кажется, что создание их было актом необычайной легкости…