ВВЕДЕНИЕ
Глубокую характеристику творчества Н. Я. Мясковского как главы московской симфонической школы 30—40-х годов дал А. А. Альшванг: «Советский симфонизм — средоточие всего ценного, что дала советская музыка в целом. Вся ее проблематика и все замечательные достижения объединены именно тут…
Начнем наш обзор советского симфонического творчества с произведений Николая Яковлевича Мясковского… Из всех форм музыки композитор особо выделил одну — форму симфонии, наиболее сложную из существующих, и сделал ее носительницей своих мыслей и чувств. И хотя Мясковским написано наряду с симфониями немало других произведений, он всецело нашел себя именно в симфонизме, что одно, само по себе взятое, свидетельствует о значительности его творческих устремлений.
В полосу революции Мясковский вступил зрелым художником и человеком: в 1917 году ему исполнилось тридцать шесть лет. В его композиторском активе числились три симфонии и две симфонические поэмы… Общий колорит его дореволюционных сочинений — трагедийный, суровый, чтоб не сказать мрачный. Но большая беспокойная эмоция и чуждая прикрас искренность, свойственные этой музыке, не оставляют слушателя равнодушным и сегодня. Она полна жгучего, наполовину бессознательного протеста, которым дышат лучшие русские произведения искусства, созданные в ту эпоху (Рахманинов, Скрябин).
После Октябрьской революции начинается расцвет симфонического творчества Мясковского. Уже в первые годы создаются два таких в полном смысле выдающихся произведения, как Пятая (1918) и Шестая (1922—1923) симфонии: одна — классически ясная по своим контурам, отражающая более объективный строй мыслей, другая — вся насыщенная грозовыми разрядами…
Мир переживаний, выраженный в музыке Мясковского, лишь в последний период выкристаллизовался в мудро-спокойное приятие жизни, достигнутое путем дол- гой и упорной внутренней работы… но в начальные годы творчества его музыка насыщена острым мучительным беспокойством, едва ли не страданием. Она полна резких импульсов, порывиста и гневлива, колюча и крайне диссонантна. Это делает ее трудной для обыденного восприятия, ищущего прежде всего красивых звукосочетаний и удобозапоминаемых мелодий.
Нам думается, что молодой Мясковский исходил из настроений некоторых поздних произведений Чайковского, главным образом его оперы «Пиковая дама» и Шестой («Патетической») симфонии… Как и всякий художник, Мясковский с течением времени эволюционировал… Вокруг замкнутого художника возникали коренные перемены самого строя жизни, и в связи с этим назревали новые сюжеты. Всякий артист, не желавший поставить себя вне жизни, должен был пойти навстречу новой тематике…