Хронограф жизни и творчества Н. Я. Мясковского

1881 — 8 апреля — Родился в семье военного инженера, в крепости Новогеоргиевск (Модлин) близ Варшавы.

1888 — Переезд в Оренбург (затем — Казань, с 1893 — Нижний Новгород).

1890 — Смерть матери, Веры Николаевны, урожд. Петраковой. Воспитание детей берет на себя сестра отца, Еликонида Константиновна Мясковская.

1895 — Семья переезжает в Петербург. Поступление во Второй кадетский корпус. Растущее увлечение музыкой, участие в школьном оркестре (вторая скрипка).

1896 — Концерт А. Никиша, «потрясающее впечатление» (слова Мясковского) от Шестой симфонии Чайковского. В том же году — первые самостоятельные музыкальные сочинения: прелюдии для фортепиано (сборник закончен в 1898).

1899 — Поступление в Военно-инженерное училище. Сближение с группой учеников, увлеченных музыкой композиторов «Могучей кучки». Пробуждение интереса к литературе. Занятия по фортепиано у Ф. К. Петерсена.

1902 — Окончание училища и начало службы в саперах (Зарайск, Москва). Ноябрь — знакомство с В. В. Яковлевым, 12 декабря — первое исполнение «Кащея Бессмертного» на сцене Частной русской оперы; «сильнейшее впечатление». Письмо к Н. А. Римскому-Корсакову с просьбой дать совет, у кого заниматься теорией композиции; ответная рекомендация — обратиться к С. И. Танееву.

1903 — январь — май — Занятия по гармонии у Р. М. Глиэра (по указанию С. И. Танеева). Осень — перевод на службу в Петербург. Возвращение в прежний кружок, зна- [1] День рождения композитора приходится на 20 апреля нов. стиля.

комство с новейшими течениями искусства. Начало занятий по контрапункту и фуге у И. И. Крыжановского (до 1906), одного из основателей «Вечеров современной музыки».

1904— 1905 — Встречи с поэтами Вяч. Ивановым, С. Городецким, М. Кузминым. Первые романсы на слова З. Гиппиус (цикл «На грани», закончен в 1908). Знакомство с участниками «Вечеров современной музыки» и с исполняющимися там сочинениями Дебюсси, Регера, Шёнберга, Р. Штрауса.

1906 — Поступление в Петербургскую консерваторию. Занятия по гармонии и контрапункту у Лядова, по оркестровке у Римского-Корсакова. Одновременно — военная служба. В изд. Ю. Г. Циммермана выходит первый сборник романсов (на слова З. Гиппиус).

1907 — Конец срока обязательной военной службы и выход в отставку. Сочинение четырех сонат для фортепиано, струнного квартета, семи романсов на слова Баратынского (ор. 1) и др. пьес. Начало тесной дружбы и многолетней переписки с товарищи ми по консерватории, Б. В. Асафьевым и С. С. Прокофьевым.

1908 — Написана Первая симфония, принесшая автору стипендию имени А. К. Глазунова. Начало преподавательской работы (частные уроки теории музыки). 18 декабря — первое выступление в качестве композитора на «Вечерах современной музыки», вместе с Прокофьевым; С. Демидова и В. Каратыгин исполнили три романса Мясковского на слова З. Гиппиус.

1909—1910 — Написана симфоническая притча «Молчание» по одноименной сказке Э. По (в переводе К. Бальмонта).

1911 — Окончание консерватории по классу композиции А. К. Лядова (в качестве экзаменационной работы представлена фортепианная соната d-moll, op. 6, изданная годом раньше). 31 мая — первое исполнение симфонической притчи «Молчание» под управлением К. С. Сараджева, на летней эстраде Сокольнического круга в Москве. 20 августа — первая заметка (за подписью Н. Я) в московском еженедельнике «Музыка», открывшая серию статей, корреспонденции, нотографических заметок Мясковского, появлявшихся в журнале до декабря 1914 г. Постепенно возрастающее сближение с К. С. Сараджевым, редактором-издателем «Музыки» В. В. Держановским и его женой, камерной певицей Е. В. Копосовой-Держановской. Начало интенсивной переписки с Держановскими. Новые московские друзья становятся деятельными пропагандистами музыки Прокофьева и Мясковского.

1912 — 1913 — Написана симфоническая поэма «Аластор» (по Шелли).

1913— 1914 — Написана Третья симфония.

1914 23 января — Первое исполнение сонаты для виолончели и фортепиано (Е. Белоусов и П. Ламм) и романсов на слова Вяч. Иванова и 3. Гиппиус (Е. Копосова-Держановская и П. Ламм) в 4-м камерном концерте «Вечеров современной музыки» в Москве. Июль — мобилизация в чине поручика саперной части; август — октябрь — учебные занятия в тылу; 2 ноября — перевод всей части в действующую армию, на Юго-западный (Галицийский) фронт. 5 ноября — первое исполнение симфонической поэмы «Аластор» под управлением С. Кусевицкого в Москве. Сближение с военным врачом А. М. Ревидцевым. Записи народных песен.

1915 январь — Саперная служба в прифронтовой полосе. 14 февраля — Первое исполнение Третьей симфонии под управлением Э. Купера, в Москве. Март — участие во взятии Перемышля. Апрель — июнь — участие в тяжелом отступлении с Карпат, через Галицию и Полесье, оставившее глубокое впечатление. Во второй половине года — служба под Двинском (Даугавпилсом) ; болезнь после контузии. Ноябрь — перевод на строительство морской крепости в Ревель (Таллин).

1916 — Служба в Ревеле, с наездами в Петроград. Частичное возвращение к творческим интересам и планам (мысли об опере на сюжет романа «Идиот» Достоевского, занимавшие Мясковского, начиная с 1908 и особенно в 1914).

1917 — Рост общественно-политических интересов; враждебность к обывательщине и умеренности во всех областях русской жизни. Декабрь — перевод на службу в Главный военно-морской штаб в Петрограде.

1917-1918 — Бурный подъем творчества. Восемнадцать пьес для фортепиано (написаны еще в Ревеле), Четвертая и Пятая симфонии, интенсивная работа над либретто оперы «Идиот» (вместе с П. П. Сувчинским).

1918 осень — Переезд в Москву к В. В. и Е. В. Держановским. Смерть отца композитора, Я. К. Мясковского. Смерть А. М. Ревидцева.

1919 январь — Начало жизни «у себя», на отдельной квартире. Служба в Морском штабе. Работа в Гос. музыкальном издательстве (член жюри). Избран членом бюро коллектива московских композиторов. Сближение с П. А. Ламмом, деятельным организатором домашнего музицирования в 4 и 8 рук; Мясковский становится постоянным участником таких музыкальных собраний, а позднее и неизменным спутником семейства Ламм во время летнего отдыха.

1920 — Сочинение Третьей сонаты для фортепиано и романсов на слова А. Блока. Приезд сестры, Валентины Яковлевны Меньшиковой, поселившейся с композитором и взявшей на себя заботу о быте. 18 июля — первое исполнение Пятой симфонии под управлением Н. Малько, в Москве.

1921 — Демобилизация. Приглашение профессором класса композиции в Московскую консерваторию. Назначение заместителем заведующего Музыкальным отделом Наркомпроса.

1921—1923 — Написана Шестая симфония.

1922 — Избран членом правления Всеросс. ассоциации композиторов. В Гос. музыкальном издательстве выходит партитура симфонической поэмы «Аластор», Третья соната для фортепиано и Шесть стихотворений А. Блока для голоса с фортепиано. Лето — вместе с семейством П. А. Ламма в гостях у Н. Т. Жегина, директора Дома-музея Чайковского в Клину.

1923 — Первая заметка в журнале «К новым берегам» (за подписью А. Версилов). Участие в работе Ассоциации современной музыки. В Музсекторе Госиздата выходит партитура Пятой симфонии.

1924 4 мая — Первое исполнение Шестой симфонии под управлением Н. Голованова, в Москве. Начинает выходить журнал «Современная музыка» (орган АСМ); в нем деятельно сотрудничает Б. В. Асафьев; участие Мясковского носит в основном организационный и консультационный характер.

1924—1925 — Написана Восьмая симфония.

1925 — В Универсальном издательстве (Вена) выходит партитура Шестой симфонии. Декабрь — январь 1926 — исполнение фортепианных пьес и романсов Мясковского в концертном турне С. С. Прокофьева и певицы Л. И. Льюбера-Прокофьевой по городам США.

1926 — Планы симфоний «Эврика», «Медный всадник», «Русские сказки». Начало работы над Девятой и Десятой симфониями. 2, 4, 5 января — исполнение Пятой симфонии под управлением Л. Стоковского в Филадельфии и Нью-Йорке (ранее, в 1923—1924 «Аластор» и Пятая симфония исполнены под управлением Г. Вуда в Лондоне). 24 января—исполнение Шестой и Седьмой симфоний под управлением К. Сараджева в Праге, в феврале — Шестой под его же управлением в Вене. 23 мая— первое исполнение Восьмой симфонии под его же управлением, в Москве. Ноябрь — поездка Мясковского за границу (единственная): в Варшаву на открытие памятника Шопену, в Вену в связи с изданием в Универсальном издательстве Седьмой, Восьмой и Девятой симфоний.

1926—1927 — Завершение Девятой и Десятой симфоний.

1927—1928 — Переработка фортепианных пьес, написанных (но не изданных) в 1906, 1907, 1917, образовавших два цикла: «Воспоминания» и «Пожелтевшие страницы».

1928 7 апреля— Первое исполнение Десятой симфонии Первым симфоническим ансамблем без дирижера (Персимфанс), в Москве.

1928—1929 — Написана Серенада для малого оркестра, Симфониетта для струнного оркестра, Лирическое концертино для малого оркестра. Сделаны переложения для фортепиано в 4 руки Третьей симфонии С. С. Прокофьева и Третьей симфонии М. О. Штейнберга.

1930 — Написано два струнных квартета, заново отредактирована виолончельная соната (1911). Написано два марша для духового оркестра. Прекращается работа Мясковского в Музгизе.

1931 — Выход (вместе с группой композиторов) из Ассоциации современной музыки. Лето — впервые (вместе с семейством П. А. Ламма) в поселке РАНИС на Николиной горе, близ станции Перхушково Белорусской ж. д. Николина гора становится любимым местом летнего труда и отдыха Мясковского до конца его жизни.

1931—1932 — Написаны Одиннадцатая и Двенадцатая .симфонии.

1932 1 июня — Первое исполнение Двенадцатой симфонии под управлением А. Коутса, в Москве. Лето — избрание в правление Московского Союза советских композиторов. Переложил в 4 руки «Иванову ночь на Лысой горе» Мусоргского (авторская редакция — «весьма несуразная, но сильная…»)

1933 — Написаны Тринадцатая и Четырнадцатая симфонии.

1933—1934 — Написана Пятнадцатая симфония.

1934 — Написано пять массовых песен на слова А. Суркова, С. Кирсанова и др.

1935 28 октября — Первое исполнение Пятнадцатой симфонии под управлением Л. Гинзбурга, в Москве.

1935—1936 — Написаны Шестнадцатая симфония и Двенадцать романсов на слова М. Лермонтова.

1936 28 мая — Первое исполнение романсов на слова М. Лермонтова (Е. Романова и Б. Яворский), в Москве; 24 октября — первое исполнение Шестнадцатой симфонии под управлением Э. Сенкара, в Москве.

1936—1937 — Написана Семнадцатая симфония.

1937 — Написана Восемнадцатая симфония. 1 октября — первое исполнение Восемнадцатой симфонии под управлением А. Гаука, в Москве. 17 декабря первое исполнение Семнадцатой симфонии под его же управлением, в Москве.

1938 — Написан Концерт для скрипки с оркестром. Первое исполнение— 10 января в Москве (дирижер А. Гаук, солист Д. Ойстрах).

1939 — Написаны Девятнадцатая симфония, Приветственная увертюра, Пятый струнный квартет. 28 ноября — первое исполнение Пятого струнного квартета квартетом имени Комитаса в Москве.

1939—1941 — Участие в редакционной работе журнала «Советская музыка» в качестве члена редколлегии.

1940 — Написана Двадцать первая симфония. Присуждена степень доктора искусствоведческих наук без защиты диссертации. 16 ноября — первое исполнение Двадцать первой симфонии под управлением А. Гаука, в Москве.,

1941 — 15 марта — Присуждение Государственной премии за Двадцать первую симфонию. Июль — написаны две массовые песни и два марша для духового оркестра. Август — вместе с группой деятелей искусства Мясковский эвакуируется в г. Нальчик. Сентябрь — ноябрь — Двадцать вторая симфония-баллада и Седьмой струнный квартет. Сентябрь — декабрь — Двадцать третья симфония-сюита (на темы кабардино-балкарских песен). Ноябрь — переезд в Тбилиси.

1942 12 января — Первое исполнение Двадцать второй симфонии под управлением А. Стасевича, в Тбилиси. Июль — первое исполнение Двадцать третьей симфонии под управлением Н. Голованова, в Москве. Сентябрь — трудный переезд из Тбилиси во Фрунзе. 16 декабря — возвращение в Москву. Октябрь — декабрь — завершена поэма-кантата «Киров с нами», начатая еще в Тбилиси.

1943 апрель—июнь — Девятый струнный квартет. 23 июля — Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР о награждении Мясковского за выдающиеся заслуги в деле развития советской музыкальной культуры орденом Ленина.

1944 — Преподавательская, консультационная, организационная работа, председательство в Комитете по празднованию 100-летия со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова, участие в подготовке юбилейной сессии, посвященной 60-летию Б. В. Асафьева, и др. Октябрь — декабрь — Концерт для виолончели с оркестром. Пятая и Шестая сонаты для фортепиано (по старым эскизам 1907—1908).

1945 — Десятый струнный квартет (обработка квартета, написанного в 1907) и Одиннадцатый струнный квартет («Воспоминания»). Лето — болезнь.

1945— 1946 — Написана Двадцать пятая симфония.

1946 — Присвоение Мясковскому звания народного артиста СССР. Написаны Славянская рапсодия для симфонического оркестра, «Тетрадь лирики» (романсы на стихи и переводы из Р. Бернса М. Мендельсон), «Стилизации» (девять пьес в форме старых танцев для фортепиано), «Из прошлого» (шесть импровизаций для фортепиано на материале пьес 1906—1917).

1947 — «Кремль ночью», кантата-ноктюрн. 15 ноября — первое исполнение под управлением Н. Аносова, в Москве.

1948 февраль — Отстранение Мясковского от работы в Оргкомитете Союза советских композиторов. Май — октябрь — написана Двадцать шестая симфония (на древнерусские темы). Сентябрь — возвращение к преподаванию в Московской консерватории. 28 декабря — первое исполнение Двадцать шестой симфонии под управлением А. Гаука, в Москве. 1949 27 января — Смерть Б. В. Асафьева. Июль — ноябрь — написаны Двадцать седьмая симфония и Тринадцатый струнный квартет.

1949—1950 — Приведение в порядок личного архива.

1950 — Эскизы новой симфонии, оставшейся неоконченной, уничтоженной автором. Болезнь. 8 августа — смерть Н. Я. Мясковского. 9 декабря — первое исполнение Двадцать седьмой симфонии под управлением А. Гаука, в Москве.

Ваше мнение...

Рубрики