Постановка «Медеи» на московской сцене

Недавно Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко увидел спектакль «Медея» в постановке Александра Тителя.

Оркестром управлял Феликс Коробов, а за художественное оформление отвечал В. Арефьев. Сама по себе «Медея» входит в число партитур, которые были изрядно подзабыты. Родом она из 18 века, но благодаря стараниям современных постановщиков, она эффектно возвратилась в современный век. Роль колхидской царевны блистательно удавалась непревзойденной Марии Каллас.

Ценители оперы в свете происходящих сегодня событий начали было обсуждать, почему именно сейчас на сцене Москвы показывают именно «Медею»… Ведь она известна своим кровавым сюжетом. Она была написана в 1797 году во времена Французской революции. В тот период господствовал так называемый «белый террор». Получается, что и автор Луиджи Керубини желал, таким образом, соответствовать особенностям воцарившейся тогда доктрины. При этом аппелировал он к эре античности, которая считалась и считается до сих пор традиционной классикой.

Однако зрители во время показа «Медеи» пришли к выводу, что обобщенные аллюзии, которые они ожидали увидеть, отсутствуют. Напротив, в постановке ярко продемонстрирован психоанализ. То есть наблюдателю четко открывается причина, по которой формируется ненависть. Все это передается через женский образ. Ее жестокость принимает такие масштабы, что ее можно смело сравнивать с феноменом «черной вдовы».

Несмотря на все вышесказанное, режиссеру все же удалось несколько «увести в сторону» зрителя. Любые аналогии, которые могли бы иметь место в данном случае, он отвел вглубь. Энергетику данной оперы можно обозначить как некое эстетическое ретро в стилистике тридцатых годов. На это указывают и речитативы персонажей, сопровождающиеся инструментальным трио: кларнет, фортепиано и ударные.

19. 05. 2015 г.

Ваше мнение...

Рубрики