Директором назначили коммерческого директора ТМД Юрия Андреевича Малышева
Выступая против нарушения жизни театра, он очень резко говорил с Андреевой в том духе, в каком наслушался сплетен: об актерском карьеризме, об использовании власти в личных целях — словом, наговорил ей то, за что и ему и многим другим вкупе со мною впоследствиипришлось краснеть.Потому что, когда открылся и стал победоносно шествовать Большой драматический театр, выяснилось, что Андреева в нем почти не играет и никакой карьеры в нем делать не собирается. Она просто учла, что в опустевшем Петрограде нет надобности в трех оперных театрах и с государственной точки зрения лучше предоставить одному из них в другом районе большой зал Народного дома с его большей, чем в консерватории, сценой. Ошибку же в выборе для Большого драматического театра непригодного по акустике зала Андреева год спустя исправила, переведя труппу Большого драматического театра в национализированное здание Суворинского театра.
Я тоже имел в связи с этими вопросами неприятное объяснение с Марией Федоровной, но я избегал «перехода на личности», и мы не сошлись по чисто принципиальным вопросам. И когда формировалась новая дирекция из семи человек для управления новым Государственным Большим оперным театром (Госбот), Мария Федоровна стояла на том, чтобы и я по выборам вошел в семерку. Председательство в Директории, как мы в шутку называли правление, Андреева взяла на себя, директором назначили коммерческого директора ТМД Юрия Андреевича Малышева, который имел большой опыт работы в условиях буржуазного строя, но совершенно растерялся в новых условиях. Главным дирижером выбрали Александра Васильевича Павлова-Арбенина. И тут, на первом же заседании правления, между мною и Андреевой произошла уже не корректная словесная дуэль, а почти перебранка.
Увеличив труппу путем слияния двух театров, Андреева на должность второго дирижера выдвинула совершенно беспомощного дирижера кинотеатров С. А. Бершадского и отказалась допустить в труппу А. Э. Маргуляна. Как она ни пыталась уговорить правление, что нужно дать дорогу молодежи, как она ни расхваливала Бершадского, сколько ни говорила о необходимости готовить кадры, ее речи звучали очень неубедительно: Маргулян был уже опытным мастером, а Бершадский в опере — начинающим стажером, который ни в какое сравнение с Маргуляном идти не мог. Глубоко взволнованный, я заявил:
— Одно из двух: или вы комиссар, тогда незачем что бы то ни было обсуждать, — и в этом случае позвольтесобрать выбравшую меня в правление труппу и заявить о своем выходе из правления; либо здесь происходит совещание, в котором все участники равноправны и в котором обсуждается то, что для театра полезнее. Ставьте вопрос на голосование: кто за Маргуляна и кто против?
Андреева с минуту подумала, пошепталась с сидевшим рядом с нею режиссером В. Р. Раппапортом и поставила вопрос:
— Кто против… Кто против Маргуляна?
Две руки поднялись было вверх, но замерли на полпути. Мария Федоровна сама не подняла руки против Маргуляна, и те двое растерялись. Полминуты спустя Мария Федоровна сказала:
— Против нет? Зачислить.Последняя деловая встреча у нас прошла легче.