Фонд безработных
У артистов, говорят там, есть неисчерпаемые возможности, сами кормитесь. И фонд безработных Рабиса начинает помогать Посредрабису, как только у того является возможность где-нибудь на периферии организовать труппу, чтобы сплавить туда двадцать пять— сорок человек.
Поликлиник в городе еще мало, работают они плохо, и фонд помощи безработным открывает свою. Врач поликлиники составляет акты об особо нуждающихся, и по его запискам выдается уже не один талон на обед, а два — второй на ужин.
Короче — денег нужно было все больше и больше.
Наш пример послужил приманкой для многих учреждений, также нуждавшихся в средствах на такие же цели. Мы стали давать разрешения на проведение подобных мероприятий при условии участия в них некоторого количества безработных за плату и отчисления из валового сбора от пятнадцати до двадцати пяти процентов в фонд помощи безработным Рабиса.
Я уже упоминал, что собиравшиеся деньги шли не только на оказание материальной помощи безработным, но и на организацию коллективов из безработных, в том числе оперных, хотя любой из них требовал больше средств, чем пять-шесть драматических. И в этом была самая большая сложность оформления оперных трупп из безработных. Однако опыт создания оперной труппы в Самаре доказал, что и тут воля и сметка уполномоченного Посредрабиса и мало-мальски хорошо составленный коллектив могут преодолеть все организационные трудности. По существу, посланный туда в 1926 году коллектив из безработных под управлением Н. Урина послужил базой для последующих оперных трупп.
Много и успешно трудился для организации оперных спектаклей силами безработных в Ленинградском народном доме Г. Ф. Ростовский. Но большое оперное дело без субсидии существовать не могло.
Из своеобразных случаев трудоустройства запомнился один совершенно необычный.Однажды ко мне явились два молодых человека и попросили дать им денег на шитье ситцевых костюмов. Они образовывают ФЭКС — Фабрику эксцентризма.
— А это что такое? — спрашиваю я.
Ничего эксцентрического ни в лицах, ни в повадке, ни в одеянии молодых людей нет — о каком же эксцентрическом искусстве они говорят? И почему фабрика? Априори я не расположен даже к такого рода декларативным словам, не говоря о «левом» искусстве, но молодые люди мне кажутся симпатичными, и я их охотно слушаю.
Не перебивая, но тактично друг друга дополняя, они постепенно чуть-чуть повышают голоса, так что присутствующий здесь и набрасывающий «на ходу» мой портрет художник П. С. Наумов начинает прислушиваться. Он член президиума Сорабиса и теплыми взглядами выражает свое сочувствие просителям. Да и просьба у них очень скромная: для первой демонстрации своих экспериментов им нужно всего пять червонцев.