Интенсивная работа
Опытные руководители Облпрофсовета тт. Циперович и Анцелович привыкли действовать энергично. Они срочно направили в Москву ответственного секретаря Облрабиса И. Н. Гурвича и одного из членов Облпрофсовета З. И. Любимского к В. И. Ленину. Владимир Ильич был болен, принять делегацию не мог, но при помощи Н. К. Крупской и директора Большого театра Е. К. Малиновской вопрос был в два дня благополучно разрешен.
Привожу документ.ТЕЛЕФОНОГРАММА. Управляющему Госактеатров Петрограда И. В. Экскузовичу.— На основании подписанного с Вами соглашения прошу Вас оповестить все Петроградские Госактеатры, что вопрос о закрытии Мариинского театра отпал и театр может продолжать спокойно вести свою намеченную работу.— Подписал Уполномоченный ВЦИК А. Колегаев.ГАТОБу было предложено максимально «уважать» труппу, провести экономию во всех звеньях, поднять производительность всех цехов, разрешили продавать билеты в кредит, дали субсидию, и финансовое положение театра вскоре упрочилось. А несколько позже ему позволили поднять цены на билеты.
Театр стал на ноги. Время скидок на художественные недоделки осталось позади. Интенсивная работа над очередными постановками стала лозунгом дня. Репертуар постоянно обновлялся и накапливался в таких темпах, что седьмое десятилетие нашего века может завидовать третьему.Опере умереть не дают. Вскоре академическим театрам снова назначают субсидию, периферийные театры переходят на бюджет местных советов.
И если в 1922 году ГАТОБ с трудом давал за год две премьеры, в 1923 году начинается возрождение. За один год, за один, ставятся «Млада» Н. А. Римского-Корсакова и «Риэнци» Р. Вагнера, возобновляются «Травиата» и «Лоэнгрин», восстанавливаются «Тангейзер» и «Зигфрид» — и это помимо балетов! (Как же, скажем хоть в скобках, не краснеть за 1964 год, в течение которого поставлены: впервые — «Октябрь» В. Мурадели и в новом оформлении «Демон» А. Рубинштейна?)
Несмотря на успехи, вопрос о дефицитности академических театров и впоследствии неоднократно возникал, но о возможном их закрытии речи уже не было. В конце двадцатых годов — не помню, по чьей инициативе — снова остро встал вопрос о трудностях актеатров. Возник даже проект передать их на баланс и иждивение Ленсовета, что значительно урезало бы их возможности, но от этого проекта театрам удалось все-таки как-то спастись.
В конце двадцатых годов на посту директора академических театров сменилось несколько человек: то назначали административного работника из профсоюзных деятелей, то рабочего с Путиловского завода, то кого-то из цирка. Наконец был назначен образованный и талантливый музыковед В. М. Городинский — впоследствии крупный критик. Он поставли своей целью в первую очередь создать несколько спектаклей па советскую тему, по одно дело — теоретизировать и фантазировать и совсем другое дело — проводить это на практике. Его руководство оказалось самым коротким и наименее плодотворным. Единственное, что у меня в памяти осталось от его планов, это разговор о новом переводе «Трубадура». «Мне кажется, что из западной классики после «Отелло» нужно возродить именно «Трубадура». Что ни говори, а опера по существу и героическая и благородная»,— говорил Городинский.
Очевидно, благодаря его инициативе «Трубадура» сохранился в плане и три года спустя был поставлен в ГАТОБе. Ничем другим примечательным период директорства умного, но практически неопытного музыканта не был отмечен.