Коллектив театра
За пребывание за границей, главным образом во Франции, я сочинил 7-й струнный квартет, уже напечатанный, и концерт для виолончели с оркестром (еще в[1] С 1914 г. РМО предоставило Театру музыкальной драмы ряд льгот без согласования с А. К. Глазуновым.рукописи). Сейчас я занят разными корректурами и работаю исподволь над ансамблем для 4-х саксофонов.
Портрет заказал и на днях Вам вышлю.
Желаю Вам доброго здоровья и всех благ.
Душевно преданный А. Глазунов.Постскриптум. Николай Васильевич [1] также прихварывает, жалуется на сердце и больше сидит дома. Ему недавно минуло 74 года».В 1932 году Александр Константинович прислал мне из Парижа свою последнюю фотографию с теплой надписью. На этом снимке у него болезненное и незнакомо мрачное лицо. А в конце 1935 года в Ленинград после длительного пребывания в Париже вернулся А. М. Давыдов и, бывало, подолгу рассказывал о встречах с Глазуновым. Возвращение на родину было заветной мечтой Глазунова. И не об отдыхе дома мечтал он, а о работе в консерватории, о написании большого сочинения в честь раскрепощения человека и его труда. Не было случая, чтобы за чашкой чая Глазунов не говорил о «новой России», не подымал первый, обязательно первый бокал за Советский Союз. Его мечта — ценой любых усилий весной 1936 года уехать на родину — не сбылась: 21 марта 1936 года его не стало. Его переживет, однако, не только его творческое наследие, но память о бесконечно обаятельной и благородной личности, о неповторимо человечном Человеке.
В связи с пропагандой государственного займа Алексей Николаевич Толстой работал в 1926 году над пьесой «Чудеса в решете». Ее надо было ставить скоро и тем не менее хорошо, и на товарищеском совещании в Драмосоюзе было решено, что оперативнее других театров в этом смысле может оказаться коллектив театра в «Пассаже», во главе которого стоял отличный комедийный актер Степан Николаевич Надеждин. Залогом успеха пьесы должно было явиться и участие в спектакле актрисы обаятельнейшего дарования Елены Маврикиевны Грановской. Тут же скажу, что расчет на это не оправдался: предназначенная Грановской роль оказалась ничтожной, чего мы в свое время не разглядели.
[1] Н. В. Арцыбушев — бывший председатель ИРМО.И вот Алексей Николаевич назначил у себя читку пьесы.
Жил он тогда на Ждановской набережной в доме 3/1 в чудесной квартире. Пригласив человек десять прослушать пьесу, он читал ее так мастерски, так часто и великолепно менял для каждого персонажа интонацию и даже голос, проявляя подлинно актерское мастерство, что все присутствовавшие — и аз многогрешный в том числе — были совершенно очарованы. И пьеса была с восторгом принята.