Кривое зеркало
Организовав «Кривое зеркало» как театр бичующей сатиры, он построил его успех на привлечении способной молодежи, которую он удерживал от отсебятин, комикования и поисков смеха ради смеха. Развенчивая оперных кумиров в «Вампуке» и «Гастроли Рычалова», Кугель добивался гомерического хохота в зале, но его артистов никогда нельзя было упрекнуть в грубых акциях: хороший вкус художественного руководителя не допускал кренов в вульгаризацию образов или сценических ситуаций. Кугель был душой любой миниатюры, консультируя многочисленных авторов этого театра.
От обычных сатирических представлений спектакли «Кривого зеркала», как справедливо отмечала критика, отличались тем, что зрители сами себя спрашивали, над кем они смеются, и признавались, что смеются над собою, над своими вкусами, привычками и предрассудками. Правда, драматургия «Кривого зеркала» в первую очередь осмеивала театры за их косность, плохое понимание традиций, за душещипательные, невозможные в жизни мелодрамы. Но ведь все, что высмеивалось, прямо или косвенно отражало жизнь общества, и, следовательно, опосредствованно отражалась в театре и эта жизнь.
В программах «Кривого зеркала» можно было увидеть имена ряда талантливых режиссеров, драматургов и артистов: Н. Урванцова, Н. Евреинова, Б. Гейера, Г. Крыжицкого, А. Шубина да и самого А. К., то есть Александра Рафаиловича Кугеля. Имена С. В. Лепко, М. Понна и других не сходили с афиш. Забавны бывали и сами названия пьес: «Вампука» (Невеста африканская) — во всех отношениях образцовая опера»; «Душа обывателя» — Нувотэ в одном действии»; «У красных московитов» — мелодрама из жизни «французской России»; «Современное» — наваждение в одном действии»; «Судьба мужчины» — драма будущего» и т. п.
Немало талантливой музыки для сопровождения пли иллюстрации спектакля писали сих дел мастера А. Жез-мер, З. Майман и другие.
* * *
Мне кажется, что принципы драматургии «Кривого зеркала» и воплощения ее на сцене нисколько не устарели. Я и сейчас не могу без смеха вспоминать отдельные сцены из «Вампука» или из «Судьбы мужчины». Я уверен даже, что и эти пьесы в и сценическое решение вызвали бы и сейчас дружелюбную реакцию зрителей. Ибо и сейчас опера еще по избавилась от вампуки, а тема раскрепощения женщины от посягательств мужа на захват верховной власти в семье не умерла. И напрасно театры эстрады совершенно игнорируют репертуар «Кривого зеркала» и ого стиль. Театроведы, которые будут писать о Кугеле, смогут рассказать много интересного и о его театре.