Основные тезисы

При отличном знании западной оперной классики, включая все новые течения, Раппапорт оставался верным другом творчества Верди. Он считал, что даже некоторая шарманочность иных мелодий Верди содействует популяризации музыки в ее старых формах. Не исключено, что доступность этих форм (арии, небольшие и большие ансамбли), невзирая на вое атаки современников, поможет им, пережив временный кризис, возродиться и занять большое место в будущей музыке. В значительной мере этот прогноз оправдывается.
Начав с постановки в Троицком театре своей собственной одноактной комедии «Иванов Павел», Раппапорт ставил множество спектаклей чуть ли не во всех театрах Ленинграда. «Мандат» Эрдмана, «Св. Иоанна» Шоу, «Похищение из Сераля» Моцарта, «Хованщина» Мусоргского, «Мастера пения» Вагнера и «Гугеноты» Мейербера, «Черный амулет» Стрельникова и «Дорииа» Жильбера — все жанры, все стили, все театры — от театра миниатюр до московского Большого, где он ставил «Китеж»; диапазон Раппапорта-постановщика был совершенно неограничен.
Основные тезисы его публичных выступлений сводились к тому, что «театр болен», «ненадолго ошеломленный Мейерхольдом, театр нуждается в срочном лечении. В эстетических понятиях сплошная путаница… Слово «эстет» потеряло свое прежнее значение и звучит чуть ли но как ругательство… вроде сутенера. Массе нужен театр, а не мудрствования специалистов…». «Простота, здоровье, сила — вот кредо моей эстетики»,— говорил Раппапорт.
— Если классический репертуар устарел для наших дней, давайте сделаем из академической оперы достойныйего музей, — предлагал Раппапорт. — «Князю Игорю» и «Пиковой даме», «Псковитянке» и «Вере Шелоге», «Валькирии» и «Золоту Рейна» нужно создать соответствующее хранилище. Но оперный театр вообще-то не музей, а отражение живой жизни. «Нужны не персонажи, а столкновения идей». Необходимо скорее создать новые, советские по духу и по форме оперы. А пока их нет, нужно держаться каких-то исторических, пусть музейных циклов — западных и русских.
«Гугенотов» Раппапорт считал «мостиком, соединяющим эти исторические циклы». Ведь «Гугеноты» оказали влияние на творчество русских композиторов, на Мусоргского в частности. Поэтому при постановке «Гугенотов» должен быть «упор не на передачу эпохи, отход от трафаретного безличия вторых персонажей» — придворных, монахов и пр.,— а главной должна быть «забота о ясности сюжетных положений». Нужно создать сцены социального значения, сцены борьбы: «гугеноты — феодалы, католики — эмбрион будущего капиталистического общества». Необходимо приобщить спектакль к задачам наших дней. В постановочном отношении не помогут ли этому отдельные площадки для солистов, которые будут символизировать оторванность правящей верхушки от толпы?
«Вертер» — опера настроений, их нужно выявить, но .)то требует социологического критерия.

Ваше мнение...

Рубрики