Положил кисть и немножко подался вперед
Но пять червонцев — это сто десять обедов для членов Рабиса разных профессий.И я на всякий случай спрашиваю, как зовут этих молодых людей. Они называют себя: один Трауберг, другой Козинцев. И, пользуясь паузой, они настойчиво повторяют свои тезисы, внушительно говорят о своих планах завоевать положение и с лихвой вернуть фонду помощи безработным свою ссуду.
— Но нельзя ли подробнее о программе работ? — спрашиваю я.
Оказывается, нэп развратил театр, о росте и прогрессе его чуть ли не перестали говорить. Нужно, следовательно, вернуть театру его культурное значение, восстановить его традиции, оживить его.
— А какие средства вы собираетесь для этого применить?
— Прежде всего все виды эксцентрики, трюка, театральность, а не обывательщину.
Откровенно говоря, я не очень хорошо понял, почему эксцентрика и трюк должны помочь уважать хорошие традиции, вернуть театру его прогрессивное значение и убить пошлость и порнографию.
Я не мог не учитывать и того, что вся эта эксцентрика не только мной, но и подавляющим большинством зрителей принимается без энтузиазма и особых доходов не приносит. Но Павел Семенович Наумов даже положил кисть и немножко подался вперед. Он явно на сторонепросителей, раз-другой одобрительно подмигивает мне, и я даю юношам пять червонцев.
К сожалению, первая демонстрация их искусства вызвала бурю негодования не только зрителей, но и печати и наиболее авторитетных режиссеров, и я долго не мог себе простить «издержек производства».
Я уже говорил, что в те годы были в моде публичные диспуты. Например, успехом пользовался диспут о виновности или невиновности Раскольникова («Преступление и наказание»). Был устроен в диспут о ФЭКСе. Евреинов, Шкловский, Крыжицкий, Радлов и другие в полемическом задоре, часто сами себе противореча, создали накаленную атмосферу, в которой разумные слова тонули в шуме вкупе с демагогией. Результат диспута «фксовцев» в общем не порадовал. Впрочем, по истечении нескольких лет, когда Козинцев и Трауберг заняли прочное положение в искусстве, тот же Наумов мне при случайном разговоре как-то сказал:
— Нет, хорошо, что мы им тогда дали денег. Это дало молодым людям возможность показаться, заставило запомнить их фамилии. Для начинающих это важно!
Общее положение, однако, становилось с каждым днем труднее: безработных было много, а мест приложения труда мало. Узурпируя права других облрабисов, мы стали направлять своих артистов порознь, небольшими группками, а постепенно и целыми коллективами в другие районы. Поднялся скандал. Одно время ЦК Рабиса заступался: в Ленинграде, мол, более квалифицированные артисты, и их нужно обеспечить в первую очередь. Но бури не утихали.