Страстно влюбленный в театр
В свободные часы Кугель и Щеголев в Драмосоюзе без конца заводили споры. Щеголев как историк явно превосходил Кугеля своим кругозором, пониманием неминуемости торжества социализма над капитализмом. Он говорил спокойно, веско, с массой цитат. Кугель все это знал но хуже Щеголева и благодаря своей прекрасной памяти много раз добродушнейшим образом восстанавливал точный текст той или иной цитаты. Но, кончая цитировать, он менялся в лице, бледнел и с большим волнением доказывал бесплодность только что им восстановленной реплики.
— Чтобы побороть то, что мы имеем сегодня, — говорил он не раз, — нужны долгие, очень долгие годы,может быть, столетия. Нужно избавиться от жуликов, от карьеристов, от услужливых честных дураков, а главное, от самого страшного зла — от бюрократии, которая растет как на дрожжах. Нужно всячески помогать новому поколению понимать обстановку, но еще не одно поколение будет жить и пропагандировать старое.
Такие высказывания во время нэпа были весьма распространены, нэп внес разлад в ряды интеллигенции, и Кугель в тот период оказался не дальновиднее многих других. Он как-то раздвоился, и его слова ни в какой мере не соответствовали его действиям. Он не только был абсолютно лоялен, но и очень ревностно служил советскому искусству. Мы знаем, что такие противоречия между словами и действиями случались и у очень больших людей искусства.
Умнейший критик, страстно влюбленный в театр, А. Р. Кугель иногда впадал в ошибки. Самой роковой из них является его резко отрицательное отношение к деятельности Московского Художественного театра, в котором, как ему казалось, актер — самое существо театра — был раздавлен режиссурой. Между тем я не помню, чтобы кто-нибудь другой в те годы так тонко проанализировал искусство МХАТ, как это сделал Кугель, когда «неожиданно получил лестное приглашение» участвовать в одном из вечеров, посвященных 25-летию существования МХАТ.
Чествование происходило 5 ноября 1924 года в Большом зале Московской консерватории. Отвергая предложенную ему тему «Пути критики о Художественном театре», что требовало большого доклада, а не юбилейного приветствия, Кугель произнес блестящую речь, из которой я позволю себе привести несколько выдержек.
Начал он с обращения к своим оппонентам.
— Я так понял, что меня приглашают на триумф Художественного театра, как некогда приглашали хулителей и клеветников следовать за колесницей триумфатора, дабы еще больше подчеркнуть почет и славу того, чей триумф празднуется…
И уж совсем неожиданно прозвучало следующее положение:
— Я совершенно не желаю и не намерен говорить о недостатках Художественного театра, неразрывно связанных с его достоинствами, потому что нет у него недостатков, не связанных с достоинствами. Я хочу говоритьнаоборот: о достоинствах Художественного театра, связанных с его недостатками, вытекающих из них. Ибо и достоинства имеют всегда свои светотени в недостатках…