В основе всех режиссерских концепций
Руководил искусством человек огромного обаяния и авторитета А. В. Луначарский, и было естественно, что к его мнению очень прислушивались. Среди высказываний Анатолия Васильевича были слова о «варварском театре — без нюансов и ароматных деталей, которые нужны так называемой культурной публике. Горе — это плач навзрыд, радость — самозабвенная пляска, злодейство будет навевать ужас». С ним перекликались в этом смысле некоторые режиссеры. Г. К. Крыжицкий, например, писал: «Нам нужен черный хлеб, а не ананасы Таирова и Вахтангова. Нужен театр простой, здоровый, поменьше выкрутасов».
В то же время умами завладевали В. Э. Мейерхольд и сильная группа его последователей, увлекало режиссерское творчество Вахтангова и Таирова, ибо в большой и привлекательной талантливости им и самые ярые оппоненты отказать не могли.
Со второй половины десятых годов нашего века режиссеры и художники стали исподволь захватывать руководство оперными спектаклями. Еще не было титула «главный режиссер», но идеи об освежении, омоложении, осовременивании оперного спектакля, об изгнании с оперной сцены вампуки, рутины, косности владели умами.За постановку опер стали браться не только музыкально неподготовленные режиссеры, но и буквально антимузыкальные по своей природе. Многие дирижеры, даже волевые, даже блестящие незаметно для самих себя начали исподволь выпускать вожжи из рук, часто устранялись от отстаивания хотя бы своей музыкальной концепции спектакля.
После исковерканных И. М. Лапицким «Риголетто» и «Чио-Чио-Сан» и последовавшей несколько лет спустя кощунственной переделки Вл. И. Немировичем-Данченко «Травиаты» и «Кармен» последующая расправа деятелей Ленинградского Малого оперного театра с вагнеровскими «Мастерами пения» и В. Э. Мейерхольда с «Пиковой дамой» уже казалась относительно «скромным подвигом»,
В основе всех режиссерских концепций в опере лежали, по существу, два принципа. Первый — любое классическое оперное либретто должно быть переработано в сторону приближения к литературному первоисточнику или подвергнуто социологизации. Для этого все средства хороши: изменение текста, перемонтировка музыки, введение новых персонажей, разбивка одной картины на несколько, одной роли на две или на три, отказ от созданных автором партий травести и передача их мужчинам и т. д. и т. п.
Вторым «принципом» было предпочтение хорошему пению игровых моментов. Все меньше и реже думали о качестве голоса, о его постановке, о бельканто, почти не упоминали вокального образа: все было сосредоточено на драматической игре. Прежде всего говорилось о том, что «типаж подходящий», «хорошо произносит слова», «хорошо держится на сцене» и т. д.
Постепенно это стало отражаться на пении молодежи.