В первом десятилетии нашего века

Музыку к «Карьере Клеретты» написали М. С. Вайнберг вместе с А. Н. Клумовым, но она оказалась опереточным театрам «не по зубам».
В конце апреля 1944 года я приехал на некоторое время в Москву и без предупреждения ввалился к Асафьеву в гостиницу «Националы», где он тогда жил. Какова же была моя радость, когда я увидел на столе рядом с моим либретто «Сирано де Бержерак» несколько томиков французской старинной музыки. Но радость наша, увы, была недолговечна! Обстоятельства военного времени, плохое состояние здоровья и преждевременная кончина не дали Асафьеву возможности осуществить нашу общую мечту.
Потеря, которую со смертью Б. В. Асафьева понесла наша музыкальная общественность, мне кажется пока невозмещенной.
Б. В. Асафьев представляется мне неисчерпаемым кладезем знания в самых различных областях. Исключительная память и разносторонняя образованность его достойны восхищения.
Высоко чтя выдающегося советского музыканта, должен сказать, что художественный «триумвират» в лице Б. В. Асафьева, B. А. Дранишникова и С. Э. Радлова в двадцатые и тридцатые годы высоко держал знамя Академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова.
В первом десятилетии нашего века Киев с достаточными основаниями считался третьей музыкальной столицей России. Там был благоустроенный оперный театр с хорошей, как правило, труппой на сезон, длившийся с 1 сентября примерно до великого поста, и в этой труппе часто гастролировали знаменитые певцы. На время поста формировалась труппа специально для гастролеров и, кроме того, приезжали итальянские труппы с самыми именитыми певцами.
В период моих наблюдений (1905—1909) в Киеве устраивались и великолепные симфонические концерты,которые тогда назывались «собраниями». Филармонии современного типа и симфонического оркестра в его классическом виде там не было, но налицо были первоклассные и очень инициативные дирижеры — Эмиль Альбертович Купер, директор киевского отделения Государственного банка, он же директор местного музыкального училища Русского музыкального общества Александр Николаевич Виноградский и другие. Они очень умело подготовляли с местным оперным оркестром самые трудные программы. В тех редких случаях, когда оркестрового состава не хватало, дирижеры с большим тактом передавали кое-какие партии близким по тембру инструментам или, когда это удавалось, приглашали музыкантов со стороны.
Кроме названных дирижеров выступал Вячеслав Иванович Сук, хотя как будто только спорадически, и нередко приезжали иностранные дирижеры во время их поездок по России. Даже Артур Ннкиш побывал со своим оркестром в Киеве.

Ваше мнение...

Рубрики