Характеристики исторических личностей

И тем не менее на спектаклях Раппапорта постоянно лежала печать какой-то неполной завершенности замысла. Может быть, причина этого была в его стремлении обязательно подыскать социологическое обоснование каждой постановки. Но если в «Фиделио» можно считать зрительный зал продолжением сценического действия или в сценическом действии видеть представительство зала и для этого выпускать каких-то исполнителей из зала на сцену или наоборот, для чего делался помост над оркестром, то считать советский зрительный зал и изящныепридворные ложи в «Похищении из сераля» чем-то единым никак нельзя было.
Наслушавшись разговоров и начитавшись статей о необходимости переоценивать исторические оперы с позиции современного к ним отношения независимо от их автора, я однажды решил узнать мнение ученого-историка, каким мы считали Павла Елисеевича Щеголева. Он мне сказал почти дословно:
«Переоценки исторических событий или характеристики исторических личностей вполне закономерны и желательны вообще, в опере в частности. Я не музыкант и не знаю, в какой мере это применимо на практике, поскольку музыканты утверждают, что всякая музыка имеет свое собственное содержание. Пусть оно ошибочно, но его же нельзя устранить! Вот я слушал недавно «Псковитянку». Мне показалось, что вся музыка Грозного жесткая и жестокая, то есть соответствует тому облику, который история приписывает царю Ивану Васильевичу. Но представим себе на одну минуту такое положение. Найдены новые документы, которые доказывают с абсолютной очевидностью, что царь не был жесток, а, наоборот, мягок душой, что его оклеветали. Тогда надо быть последовательным и отказаться ставить «Псковитянку», ибо получится разрыв между музыкой и тем, что будет делаться при новой концепции на сцене. Как это ни «несвоевременно», но мне нравится мысль Луначарского: оперы надо ставить так, как они написаны».
У меня в ту пору уже зрели планы переделок ряда опер. В частности, мне хотелось многое переделать в «Гугенотах». Не от любовных записок уставал мой Невер, а от непрекращающихся распрей. Мира, а не вечных ссор хотел парижский народ. Не религиозный вопрос лежал в основе «моего» конфликта между гугенотами и католиками. Но речь Щеголева надолго охладила мой пыл, и я приостановил начатую работу. Однако атмосфера была заражающая, и я не устоял. Надо отдать справедливость режиссерам, они были изобретательны и на лозунги и на убедительные выступления в печати или перед спектаклями.
В то же время социологизация спектаклей стала входить в плоть и кровь театров.
При актеатрах около середины двадцатых годов была создана специальная студия со странным названием «Мамонт». Первой ее задачей было усовершенствованиепроизносимых со сцены текстов. Вторая заключалась в подготовке певцов-актеров. Однако эта студия, как и многие другие надуманные затеи, скоро прекратила свое существование.

Ваше мнение...

Рубрики