«Записки сумасшедшего» mp3
Предлагаем вашему вниманию заключительную сцену из монооперы Юрия Буцко
«Записки сумасшедшего» по одноимённой повести Н. В. Гоголя.
Опера написана в то время, когда композитор ещё учился и, не смотря на юный возраст автора, является одной из вершин творчества Буцко и вообще оперного творчества русских композиторов второй половины XX века. Однако в советское время оперу резко обвинили в неактуальности выбранного сюжета, её как бы заклеймили, и она так на сцене не была ни разу поставлена, а в наше время её вообще практически невозможно услышать, даже в концертном исполнении; последний раз её исполняли силами оперной студии московской консерватории в 2000 году, бас пел очень плохо, оркестр еле строил, а об интонационной выразительности исполнения можно было только мечтать, испытывая боль от восприятия искореженной музыки…
Предлагаемый фрагмент рассказывает о том, как главный герой возомнил себя испанским королём. Здесь в музыке фантастически ярко передана атмосфера человеческого безумия. Каждый из людей творческих в какой-то степени сумасшедший и, когда слушаешь эту музыку, становится действительно страшно: а вдруг ты окажешься на месте гоголевского героя… Под конец оперы к несчастному титулярному советнику возвращается искра разумного рассуждения, и тут он понимает всю безнадёжность своего положения («Нет! Я не имею больше сил терпеть!») и отчаянно просит спасти его, и тут ему грезится образ матери… «Матушка, спаси своего бедного сына, урони слезинку на его бедную головушку, взгляни, как мучат ОНИ его… Матушка, пожалей о своём бедном дитятке… Матушка…». Это обращение к матери передано в музыке с удивительной эмоциональной силой и настолько трогательно, что при последнем слове невольно слёзы навёртываются на глаза, музыка приобретает черты похоронного марша.
Предлагаемый фрагмент переписан с грампластинки. Запись эта сделана предположительно в 70-х годах и является одной из двух существующих записей этой монооперы, достать эти записи нигде невозможно, кроме как у самого автора. Предлагаемое исполнение сильно выигрывает за счет великолепного и в высшей степени проникновенного исполнения вокальной партии Сергеем Яковенко. Оркестром Новосибирской филармонии дирижирует А. Кац.
К сожалению, предлагаемую сцену пришлось разделить на три фрагмента, т.к. файлы размером более 5mb загружать на сайт нет возможности; тем не менее, рекомендуется скачивать сразу все три фрагмента не жалея времени и трафика, поверьте, это того стоит.
Итак, приятного и внимательного прослушивания:
01 3,76mb
02 3,58mb
03 3,79mb
Алексей Чернов