.Дневники-письма А. М. Метнер

Первый клавирабенд Н. К. Метнера в Америке состоялся 13 ноября 1924 г. в Нью-Йорке в The Town Hall, где была исполнена следующая программа: Шопен — Фантазия f-moll, op. 49; Скарлатти — Соната F-dur; Бетховен — Соната f-moll, op. 57; Метнер— Сказки: Es-dur и f-moll из op. 26, a-moll из op. 34, e-moll из op. 14; b-moll из op. 20, G-dur из op. 9, «Радостный танец» из op. 40, «Сельский танец», «Праздничный танец» из op. 38 (см. дневник-письмо ).
31 октября 1924 г. в Филадельфии в симфоническом концерте под управлением Л. Стоковского Метнер впервые в Америке выступал с исполнением своего Концерта № 1 c-moll, op. 33. Это же сочинение 4 ноября он играл в Нью-Йорке. На эти выступления в прессе появилось немало рецензий. Приведем лишь три. В одной из них,
опубликованной без подписи в «The Christian Science» 4 ноября 1924 г. как отклик на концерт, состоявшийся в Филадельфии, говорится: «Концерт Метнера — несомненный вклад в литературу для фортепиано с оркестром. В нем много замечательных мест, красоты и глубокого чувства. Отлична его оркестровка. Отдельные инструменты использованы в эффектном сочетании с фортепиано соло и в оркестровых тутти. Техника всего Концерта отличается мастерством. Композитор писал его с учетом возможностей фортепиано. Гармония Концерта традиционна, но Метнер не останавливается перед использованием и современных гармоний, если они необходимы. Концерт очень труден и был блестяще исполнен композитором, который показал себя первоклассным пианистом». А 5 ноября 1924 г. в «New York Evening Post» напечатана также без подписи рецензия на нью-йоркское выступление Метнера: «Новинкой во вчерашнем концерте Стоковского был Концерт Метнера в исполнении автора. Это типично русское произведение. Оно сурово меланхолично, но глубоко впечатляюще в техническом отношении. Композитор сыграл его блестяще, выявляя красоты произведения с непреодолимой силой и вызвал крайний восторг аудитории. Автора бесконечно вызывали».

Этому же выступлению Метнера посвящена опубликованная в газете «Cincinnati Enquirer» 6 ноября 1924 г. следующая рецензия С. Гольденберга:

«Симфоническая программа представила новое светило пианистического мира —Николая Метнера — подлинного гиганта фортепианного исполнительства. Его достижения, бесспорно, вызывают восторг. Трудно сказать, чем должно больше восхищаться — Метнером-пианистом или Метнером-композитором. Метнер сразу производит впечатление благородством своей личности и искренностью своего искусства. В отношении техники он первоклассный пианист. Исполнение самых сложных пассажем отличается удивительной ясностью, что объясняется его поразительной пальцевой техникой. Метнер достигает необычайных эффектов без внешне заметных приемов и нарочитости». Рецензии переведены с английского В. К. Тарасовой.

О. А. Слободская хотела участвовать в концертах Н. К. Метнера в США с исполнением его песен. Однако Метнер на сей раз не мог принять ее предложение Когда же в конце сороковых годов делались грамзаписи сочинений Метнера, то Н. К. Метнер для исполнения своих песен, помимо других певцов, пригласил и О. А. Слободскую (см. коммент. к воспоминаниям А. А. Свана).
Концерт Н. К. Метнера при участии Е. Сантагано состоялся в Нью-Йорке в Aeolian Hall 2 февраля 1925 г. В нем исполнялись только сочинения Метнера: «Отрывок из трагедии» a-moll из op. 7, Соната C-dur из op. 11, «Ангел», «Цветок», «Лишь розы увядают» из op. 36, «Бессонница» из op. 37, «Могу ль забыть то сладкое мгновенье», «Я вас любил», «Воспоминание» из op. 32, Сказки: f-moll из op. 42, b-moll и h-moll, op. 20, «Муза», «Певец» из op. 29, «Экспромт», «Вальс» из op. 37, «Заклинание» из op. 29, Сказка h-moll из op. 34, «Утренняя песня» из op. 39, «Лесной танец» из op. 38, «Дифирамбический танец» из op. 40.
Согласно хронографу концертов С. В. Рахманинова, составленному С. A. Cатиной, свой концертный сезон 1924/25 г. он начал с выступлений в Англии, где дал с 2 по 18 октября восемь концертов, затем его выступления происходили с 18 ноября по 18 апреля в Америке, где состоялся шестьдесят один концерт с его участием (ГЦММК, ф. 18, № 1854, л. 63). Об этих концертах подробнее см. в кн.: Рахманинов С. Литературное наследие. В 3-х т. М., 1980, т. 3, с. 452, 453.
Концертное выступление Н. К. Метнера в Монреале состоялось 6 декабря 1929 г. (см. дневники-письма и ).
Менеджером концертов Н. К. Метнера в США в 1924/25 г. был А. Джадсон.
Квартиру в Нью-Йорке А. М. и Н. К. Метнер сняли при содействии С. В. Pахманинова.
Свой дом на Риверсайд-Драйв в Нью-Йорке в 1925 г. Рахманинов продал.

О первом клавирабенде Метнера в Нью-Йорке см. коммент. 1 к дневнику-письму 1 и дневник-письмо

Ваше мнение...

Рубрики