Дошедшие до нас сочинения Метнера

Среди дошедших до нас сочинений Метнера, относящихся к юношескому периоду его творчества, имеются: «Юмореска» для фортепиано — «апрель 1896 г.» (ГЦММК, ф. 132, № 8); «Молитва» на слова М. Ю. Лермонтова — «лето 1896 г.» (ГЦММК, ф. 132, № 76); Марш для двух фортепиано — «25 февр[аля] 1897 г.» (ГЦММК, ф. 132, № 155); Пьеса для фортепиано — «1897 г. Лето» (ГЦММК, ф. I № 10); Сонатина для фортепиано — «1898 г.» (ГЦММК, ф. 132, № 11); Экспромт для фортепиано — «28 дек[абря] 1897 г.» (ГЦММК, ф. 132, № 1796); Шесть прелюдий для фортепиано —1896—1897 (ГЦММК, ф. 132, № 9; прелюдии № 5 и № 6 во втором варианте стали № 2 и № 3 в op. 1); Соната для фортепиано — «1897» (ГЦММК, ф. 132, № 1797). Даты, приведенные в кавычках, — авторские.

О Третьем международном конкурсе имени А. Г. Рубинштейна см. подробнее в воспоминаниях А. Б. и, сохранилась копия письма В. И. Сафонова к дирижеру А. Блонделю от 4/17 октября 1900 г., являющегося ответом на приглашение Н. К. Метнера выступить в концерте в Париже. В этом письме говорится: «Дорогой господин Блондель! Мне остается только поблагодарить Вас за Ваше любезное письмо и сказать Вам, что мой ученик г. Метнер с радостью приедет играть на указанных Вами условиях. Конец января его вполне устраивает. Разрешите поблагодарить Вас за все, что Вы сделаете для моего ученика и примите мои лучшие пожелания. Прошу извинить меня за то, что не пишу Вам сам, так как у меня болит рука. Ваш В. Сафонов» (перевод с французского В. К. Тарасовой, ГЦММК, ф. 80, № 3253, л. 407). Однако Метнер отказался от поездки в Париж, как и в другие европейские города, куда был приглашен на концерты.

Н. К. Метнер лишь юридически числился профессором Московской консерватории до своего отъезда за границу 10 сентября 1921 г.; фактически с осени 1919 г. он получил отпуск и жил в Буграх, откуда вернулся в октябре 1920 г., а в апреле 1921 г. вновь уехал в Бугры, где пробыл до сентября.

В сезоне 1921/22 г. Н. К. Метнер дал в Германии три концерта: 10 апреля в Берлине, 3 мая — в Лейпциге и 9 мая — в Берлине.

В Варшаве в симфоническом концерте под управлением Э. Млынарского Н. К. Метнер исполнял свой Концерт № 1 c-moll, op. 33 27 декабря 1922 г., а под управлением Г. Абендрота Концерт № 4 G-dur, op. 58 Бетховена 29 декабря 1922 г. Но в Варшаве 2 января 1923 г. состоялся также клавирабенд Метнера, где наряду со своими сочинениями он исполнил Сонату C-dur, op. 53 Бетховена. Во время своего пребывания в Польше Н. К. Метнер 25 декабря 1922 г. играл в Лодзи под управлением Г. Абендрота тот же Концерт № 4 G-dur, op. 58 Бетховена.

30 марта 1924 г. Н. К. и А. М. Метнер покинули Берлин и, заехав на короткое время в Цюрих, уже 3 апреля прибыли в Милан, откуда 4 апреля переехали во Флоренцию. Здесь они, не считая кратковременного пребывания в Риме, прожили до 12 мая. Из Италии, где начиная с 18 апреля происходили частые встречи Н. К. Mетнера с С. В. Рахманиновым, А. М. и Н. К. Метнер направились вместе с семьей Н. А. и С. В. Рахманиновых в Цюрих, а оттуда через несколько дней Рахманинов уехали в Дрезден, а Метнеры — во Францию (о пребывании Н. К. и А. М. Метнер в Италии см.: ПМ, с. 265—270).

В сезоне 1924/25 г. в США с 31 октября 1924 г. по 13 марта 1925 г. состоялось 17 концертов с участием Н. К. Метнера: в десяти симфонических концертах он исполнял свой Концерт № 1 c-moll, op. 33 (31 октября и 1 ноября — в Филадельфии под управлением Л. Стоковского; 21 и 22 ноября — в Чикаго, под управлением Ф. Стока; 5 и 6 декабря — в Цинциннати, под управлением Ф. Рейнера; 8 и 9 января — в Детройте, под управлением О. С. Габриловича) и Концерт № 4 G-dur, op. 58 Бетховена (26 и 28 ноября — в Нью-Йорке, под управлением В. ван Хогстратена); в четырех концертах Метнер играл наряду со своими сочинениями и сочинения других авторов (13 ноября — в Нью-Йорке, 23 ноября — в Чикаго, 2 марта — в Нью-Хейвене, 13 марта —в Балтиморе); в двух концертах Метнера (26 декабря — в Нью-Йорке при участии П. Коханьского и 2 февраля — в том же городе, при участии Е. Сантагано)

исполнялись только его сочинения; в одном концерте Метнеру пришлось выступать наряду с Л. Винтер, которая участвовала в первом отделении без предварительного согласования с Метнером (см. дневник-письмо 40 А. М. Метнер). Этот концерт состоялся 27 января — в Чикаго. Среди сочинений других авторов в программы входили: Бетховен — 32 вариации c-moll, Соната C-dur, op. 53, Соната f-moll, op. 57; Лист — «Забытый вальс», «Хоровод гномов»; Скарлатти — Сонаты F-dur и B-dur; Шопен — Фантазия f-moll, op. 49. Из пьес Метнера исполнены: «Отрывок из трагедии» a-moll из op. 7, Сказки: G-dur из op. 9, C-dur из op. 11, e-moll из op. 14, b-moll и h-moll, op. 20, Es-dur и f-moll из ор. 26, h-moll, e-moll, a-moll из op. 34, f-moll и c-moll из op. 42, Новеллы G-dur и c-moll из op. 17, Сонаты: h-moll, op. 21, g-moll, op. 22, «Импровизация» из op. 31, «Сельский танец», «Праздничный танец», «Лесной танец» из op. 38, «Утренняя песня» из op. 39, «Радостный танец», «Дифирамбический танец» из op. 40, песни: «Муза», «Певец» и «Заклинание» из op. 29, «Вальс», «Я вас любил», «Мечтателю» из op. 32, «Ангел», «Цветок», «Лишь розы увядают» из op. 36, «Вальс», «Экспромт», «Бессонница» из op. 37. О первой концертной поездке Н. К. Метнера в Америку см. также дневники-письма 1—49 А. М. Метнер.

После кратковременного пребывания в Париже А. М. и Н. К. Метнер поселились в Фонтен д’Иветт. Здесь они прожили до конца января 1927 г.

Н. К. Метнер вместе с А. М. Метнер приехал в Москву в начале февраля 1927 г. по приглашению концертного акционерного общества «Российская филармония» («Росфил»). По располагаемым нами данным, на протяжении почти трех месяцев Метнер выступал в Советском Союзе в тринадцати концертах, в которых исполнял, за исключением Сонаты C-dur, op. 53 Бетховена, только свои сочинения: «У врат обители святой» из op. 3, Соната f-moll, op. 5 (первая часть), Сказка c-moll (№ 1) из op. 8, «Эпитафия» из op. 13, Сказка e-moll из op. 14, «Ночная песнь странника» из op. 15, Новеллы G-dur и c-moll из op. 17, «Одиночество» и «Вечерняя песнь охотника» из op. 18, Сказки b-moll и h-moll, op. 20, Соната g-moll, op. 22, «Шепот, робкое дыханье» из op. 24, Сказка Es-dur из op. 26, Соната-баллада Fis-dur, op. 27, «Конь» и «Заклинание» из op. 29, «Я вас любил», «Могу ль забыть», «Воспоминание», «Мечтателю» из op. 32, Концерт № 1 c-moll, op. 33, Сказки h-moll и e-moll, op. 34, «Ангел», «Цветок», «Лишь розы увядают» из op. 36, «Бессонница», «Вальс» из op. 37, «Сельский танец» и «Праздничный танец» из op. 38, «Утренняя песня» из pp. 39, «Танец цветения», «Радостный танец» и «Дифирамбический танец» из op. 40, Сказки f-moll, c-moll, gis-moll, op. 42, Две канцоны с танцами op. 43, Соната G-dur, op. 44, «Элегия», «Песнь ночи», «Наш век», «Телега жизни» из op. 45, «Священное место», «Серенада», «В лесу», «Зимняя ночь», «Ручей», «Песня» из op. 46,«Импровизация» op. 47, «Сказка эльфов» и «Танец-сказка» op. 48, Концерт № 2 c-moll, op. 50. В шести концертах Метнер исполнял только свои фортепианные произведения (в Москве—18 февраля, 26 марта, 3 мая — в Большом зале Московской консерватории, 30 апреля — в Малом зале; в Харькове — 20 февраля в Государственной опере; в Ленинграде — 24 марта в Зале филармонии); в двух концертах с участием Н. Г. Райского исполнялись только вокальные сочинения (в Москве — 8 марта в Малом зале консерватории; в Киеве — 4 апреля); в трех концертах прозвучали произведения разных жанров (в Москве в Большом зале консерватории — 25 февраля при участии А. Л. Доливо-Соботницкого и Д. М. Цыганова, а 4 мая при участии Д. М. Цыганова, и в Одессе в Зале биржи — 7 апреля при участии Н. Г. Райского); в двух симфонических концертах были исполнены произведения для фортепиано с оркестром (в Москве—13 марта в Большом зале консерватории при участии оркестра ГАБТа под управлением А. К. Метнера — Концерт № 2 c-moll, op. 50, а в Ленинграде—19 марта в Зале филармонии с оркестром под управлением А. В. Гаука — Концерт № 1 c-moll, op. 33).

Ваше мнение...

Рубрики