КОММЕНТАРИИ
В комментариях приняты следующие сокращения:
ГЦММК. — Государственный центральный музей музыкальной культуры имени Глинки
NM — Nicolas Medtner. A memorial volume. Edited by Richard Holt. London, [1955].
ПМ — H. К. Метнер. Письма. Сост.-ред. З. A. Апетян. M., 1973.
PMO — Русское музыкальное общество
СМ — журнал «Советская музыка»
ЦГА РСФСР — Центральный государственный архив РСФСР
И. А. Добровейн. О совести
Опубликовано: NM, р. 200. Печатается по автографу, написанному по-русски.
Н. Я. Мясковский. Н. К. Метнер. Впечатления от его творческого облика
Опубликовано: Музыка, 1913, № 119, 2 марта, с. 148—157.
Здесь Н. Я. Мясковский цитирует выражения из рецензии В. Г. Каратыгина, опубликованной в газ. «Речь» от 23 янв. 1913 г.
Г. Г. Нейгауз. Современник Скрябина и Рахманинова
Опубликовано: СМ, 1961, № 11, с. 72—75; Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники, избранные статьи, письма к родителям. М., 1975, с. 261—266.
См.: Шнеерсон Г. М. О музыке живой и мертвой. М., 1960, с. 256. Фраза, цитируемая Г. Г. Нейгаузом, в книге Г. М. Шнеерсона приводится в связи с оценкой симфонии Бетховена, которая, по мнению какого-то критика — защитника серийной и пуантилистской музыки, является «плоским сочетанием плоских мелодий и шаблонных аккордов».
Это выступление Н. К. Метнера в Петрограде состоялось 21 марта 1916 в Большом оперном театре при Народном доме с участием оркестра С. А. Кусевицкого под его управлением.
См. коммент. 11 к воспоминаниям А. М. Метнер.
Г. Г. Нейгауз цитирует первое стихотворение, входящее в цикл «Ямбы» А. А. Блока.
А. М. Метнер. О Николае Карловиче Метнере
Опубликовано: NM, р. 17—21, под названием «A Short Biography» на английском языке. В настоящем издании воспоминания публикуются с исправлениями фактического характера, а также с значительными дополнениями, сделанными А. М. Mетнер. В их основу положены материалы из ее переписки с И. С. Яссером.
В архиве Н. К. Метнера содержится ряд страниц авторских нотных записей. На первой странице его рукой написано: «Composition de Nicolai Metner. 1892 год», и далее приводится перечень семнадцати сочинений, которые, по-видимому, он, двенадцатилетний мальчик, задумал написать. Приведем этот список с сохранением авторского написания:
Op. I. Impromptu mignon
« II. Pensé musical (для 4-х рук)
« III. 1-te Lied ohne Worte (Duetto)
« IV. 2-te —«— (Gondelied)
« V Berceuse (для скр. и ф. п.)
« VI 1 Conzert
« VII 2 Conzert
« VIII 3 Conzert
« IX 3 Lied ohne Worte
« X 4 Lied ohne Worte
« XI Соната (для скрипки и форт.)
« XII I Симфония (для 2 рук)
« XIII II Симфония (для 4 рук)
« XIV 1-й Концерт для скрипки
« XV Berceuse (для фортепиано)
« XVI 1-я Соната (для фортепиано)
« XVII 2-я —«—
На следующей странице содержатся четыре строчки фортепианной пьесы op. 1 и далее оставлены две пустые страницы, за которыми следуют две страницы с разметкой партитуры для состава инструментов: 1-я и 2-я скрипки, альт, труба, виолончель, фортепиано. В этой партитуре имеется нотная запись только партии скрипок и озаглавлена пьеса: «2 Фантазии для оркестра». На странице 7 — другая партитурная запись с разметкой состава инструментов: 1-я и 2-я скрипки, альт, труба, фортепиано. И эта партитура озаглавлена: «Introduction pour Fantaisie № 1 de N. Metner. Партитура». Затем следуют две партитурные страницы для того же состава инструментов, что и «Интродукция…», но намечен один такт партии всех инструментов и вся партия первых скрипок (см.: ГЦММК, ф. 132, № 4629).
Сохранился наряду с этой рукописью большой нотный альбом с твердым переплетом, на котором сделана надпись типографским тиснением: «Сочинения Николая Метнера». Этот альбом содержит 135 листов, среди которых есть страницы, заполненные только мелодическим рисунком, иногда встречается полное фортепианное изложение мыслей или намечена только партитура. Любопытно, что в конце ряда рукописей есть наброски человеческих лиц, сделанные Метнером. Некоторые годы возникновения замыслов автором помечены. Так, на первой странице альбома поставлен: «1892 год» и указано название сочинения: «1 Sonate H. Метнер»; на странице 30: «1892/3», а на странице 44, где поставлена дата: «1 сентября 1895 г.», следует список его сочинений, относящихся к разным годам (ГЦММК, ф. 132, № 4630):
1892 1-te Sonate
Im Walde N1 op. 2
Im Walde N2 op. 2
Scherzo op. 1
Fuga N1
Sonate N2
Sonate N3
Sonate N4
1-te Fantaisie pour Orch.
Фантазия
1892/3 «Похороны тухлой говядины»
1895 Симфония
Этюд à la Polonaise
Сохранился также отдельный лист автографа Метнера с заголовком «Nicolai Metner’s Werke. Сочинения Николая Метнера» и далее следует перечень названий. Эта страница в виде факсимиле нами опубликована (см.: ПМ, после с. 256). Никакими сведениями об этих произведениях не располагаем. В последующие годы Метнер, как
известно, начал новую нумерацию опусов, и ни одно сочинение из вышеуказанного списка в новом порядке опусов не участвует.
Все приведенные списки позволяют сделать вывод, что еще совсем юный Mетнер мечтал о создании преимущественно инструментальных сочинений — прежде всего, сонат, концертов, составивших впоследствии значительную область его творчества.