Н. И. Сизов. Воспоминания о Н. К. Метнере

В архиве Н. К. Метнера хранятся за многие годы программы концертов М. А. Олениной-д’Альгейм — свидетельство огромного интереса Н. К. Метнера к исполнительскому искусству этой замечательной певицы. Не случайно в свое время он добивался знакомства с ней, так как мечтал привлечь ее внимание к своим песням (см.: ПМ, с. 73).
Н. И. Сизов, по-видимому, запамятовал. Он не мог прийти к Метнерам на другой день после окончания Н. К. Метнером Сонаты C-dur из op. 11, так как эта Соната закончена в начале 1907 г., когда Н. К. Метнер пребывал в Германии (о времени создания «Сонаты-триады» op. 11 см.: ПМ, с. 79).
В адресе, поднесенном Н. К. Метнеру общественностью Москвы, говорится: «Дорогой Николай Карлович! Трудно выразить всю полноту радости и счастья, вызванных Вашим возвращением в родную Вам и горячо любящую Вас Москву, и сказать Вам о тех чувствах, которыми полны сердца московских музыкантов, оставленных Вами пять лет тому назад и сейчас обретших радость слушать и видеть Вас, несравненного художника, красотой и строгостью своего дара давно поставившего себя в ряды лучших избранников муз. Тоска разлуки сменилась радостью встречи, и слаб язык, слабы слова для выражения этого радостного волнения, этого счастья общении с тем, кому дано «глаголом жечь сердца людей». Величаво строги, умудренно прекрасны и нежно ласковы в своем творчестве — Вы принесли новые перлы своего вдохновенного дара, новые красоты и дары своей неиссякаемой сокровищницы. Гете, Пушкин, Тютчев, не раз вдохновлявшие Вашу музу, вновь сопутствуют Вам — Ваши духовные братья, вновь творения этих художников поэзии облечены во вдохновенно строгий музыкальный наряд великого художника звуков. Новые шедевры Вашего фортепианного творчества впервые засверкают своими несравненными красками здесь, перед чутко внимающей им аудиторией. Вы, как сама природа, о которой говорит любимый Вами поэт Тютчев:

«Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…»
Примите же, дорогой, долгожданный наш гость, горячий привет, поймите нашу радость, наше душевное волнение и отдалите, сколько в силах Ваших, нашу новую разлуку» (ГЦММК, ф. 132, № 1279). Этот адрес приводится нами по рукописной копии, сделанной А. М. Метнер. Подлинник же, согласно сообщению А. М. Метнер, хранится в библиотеке Конгресса в Вашингтоне. Адрес был подписан 111-ю музыкантами различных направлений (в копии перечень имен отсутствует).

В письме к Э. К. Метнеру от 17 марта 1915 г. Н. К. Метнер пишет из Москвы об упомянутом выступлении Н. И. Сизова: «Сизов играл только мои вещи (за исключением 3-х маленьких своих романсов) […] Концерт Сизова в общем прошел хорошо. То есть хорошо с низменно-объективной точки зрения, но не с вершинно-объективной. Плохо было с точки зрения того, что Сизов мог бы дать. Он недоигрывал, иногда
ошибался, обильно фальшивил, но проделывал все это довольно ловко […] Больно мне это ужасно. Я его очень люблю и считаю, что он мог бы играть вообще, а мои сочинения в особенности, как очень немногие. Но он не хочет ничем жертвовать, а главное трудом. Я его часто не понимаю. Тут и дендизм, и достоевщина, и все, что угодно. Тут я в ответ на все это могу быть только «варваром». Сегодня буду иметь с ним крупный разговор» (ПМ, с. 161). Упомянутый концерт Н. И. Сизова состоялся при участии О. Ф. Гедике 9 марта 1915 г. в Москве в Малом зале Синодального училища.

Об этом свидетельствует большое письмо Н. К. Метнера к Н. И. Сизову от 6 июня 1913 г. из Мидделькерке (см.: ПМ, о 140—143).
А. А. Ефременков. Н. К. Метнер
Все же в жизни Н. К. Метнера, особенно в период его пребывания за рубежом, бывали периоды, когда он мечтал об интенсивной исполнительской деятельности и даже выступал в течение концертного сезона свыше 20 раз (см. дневники-А. М. Метнер и коммент. к ее воспоминаниям).
А. И. Трояновская. Н. К. Метнер в Буграх
Речь идет об исполнении Н. К. Метнером Концерта № 4 G-dur, op. 58 Бетховена 10 и 15 марта 1921 г. с оркестром, составленным из членов ВСОРАБИСа под управлением А. К. Метнера. В этом же концерте Н. К. Метнер играл и свои сочинения: Концерт № 1 c-moll, op. 33 и отдельные пьесы из циклов «Забытые мотивы». Но в программах этих концертов «Аппассионата» не значится.
А. А. Сван. Мои встречи с истинным художником
Опубликовано с купюрами: СМ, 1972, № 7, с. 117—124.

См. дневники-письма 1—49 А. М. Метнер и коммент. 9 к ее воспоминаниям.
См. коммент.к воспоминаниям А. М. Метнер.
См. воспоминания Т. А. и дневники-письма А. М. Метнер.
См. воспоминания
См. дневники-письма А. М. Метнер и коммент. к ее воспоминаниям.
См. об истории с фальшивым чеком коммент. к дневнику-письму 89 А. М. Метнер.
См. дневники-письма —А. М. Метнер.
Цит. письмо опубликовано: ПМ, с. 452.
См. воспоминания Э. Айлз.
См. коммент. к воспоминаниям А. М. Метнер.
В упомянутых трех альбомах содержатся следующие грамзаписи сочинений Метнера с участием автора и других исполнителей: в первом альбоме — Концерт № 2 c-moll, op. 50 (исп. автор и Лондонский филармонический оркестр под управлением И. А. Добровейна), «Отрывок из трагедии» a-moll из op. 7, Сказки: d-moll и op. 51 и f-moll из op. 26 (исп. автор), «Испанский романс» из op. 52, «Бабочка» из op. 28 (исп. автор и Т. А. Макушина), «Мечтателю» из op. 32 (исп. автор и О. А. Слободская); во втором альбоме — Концерт-баллада e-moll, op. 60 (исп. автор и Лондонский филармонический оркестр под управлением И. А. Добровейна), Соната-вокализ из op. 41 (исп. автор и М. Ричи), «Импровизация» из op. 31 (исп. автор); в третьем альбоме — Концерт № 1 c-moll, op. 33 (исп. автор и Лондонский филармонический оркестр под управлением Дж. Уэлдона), «Утренняя песня» и «Трагическая соната» из op. 39 (исп. автор), «Ворон» из op. 52, «Не могу я слышать этой птички» из op. 28 (исп. автор и О. А. Слободская). Эти альбомы выпущены фирмой «His Master’s Voice» по заказу Общества имени Метнера, основанного в Лондоне по инициативе и на средства Джайя Гамараджи Уадиара. По утверждению А. М. Метнер, Николай Карлович очень огорчался, что грампластинки, входящие в эти альбомы, не будут продаваться порознь. Целый же альбом стоит очень дорого и поэтому будет доступен лишь привилегированным кругам общества, обладающим значительными средствами.
Цит. письмо опубликовано: ПМ, с. 535, 536.

Ваше мнение...

Рубрики