Вторая концертная поездка Н. К. Метнера в Америку
Состоялась в 1929 г. А. М. и Н. К. Метнер направились из Франции в Нью-Йорк 28 сентября 1929 г., и уже 12 февраля 1930 г. они выехали из Америки в Англию в связи с предстоявшими там концертами Н. К. Метнера. За несколько месяцев пребывания в США и в Канаде и сезоне 1929/30 г. он выступил в различных городах в 19 концертах: в тринадцати из них (18 октября—в Суорсморе, 24 октября — в Хаверфорде, 5 ноября — в Нью-Хейвене, 12 ноября — в Нью-Йорке, 16 ноября — в Утремоне, 26 ноября — в Труа Ривьер, 4 декабря — в Шербруке, 6, 9 и 10 декабря — в Монреале, 9 января — в Торонто, 14 января — в Бринморе, 24 января — в Саквилле) Метнер играл свои сочинения; в четырех концертах исполнялись также и его вокальные произведения при
участии Н. П. Кошиц (27 октября 1929 г. вблизи Филадельфии, в загородном дома Ярноля и 17 января 1930 г. — в Нью-Йорке в Carnegie Hall), Ф. Фортье (17 декабря в Квебеке в Ladies’ Musical Club), Ж. Дюссо (9 января, днем — в Торонто в Ladies’ Musical Club). Кроме того, 3 ноября 1929 г. — в Нью-Хейвене Н. К. Метнер под управлением Д. С. Смита исполнял свой Концерт № 2 c-moll, op. 50, а 20 января в Нью-Йорке Метнер выступал со скрипачом Око. См. также дневники-письма А. М. Метнер.
О первой концертной поездке Метнера в Англию см. дневники-письма А. М. Метнер
А. М. и Н. К. Метнер переехали из Франции в Англию 8 октября 1935 г. (см. об этом коммент. 1 к письму 337 Н. К. Метнера в кн.: ПМ, с. 472—473).
О жизни Н. К. Метнера в годы второй мировой войны и о его работе над Концертом-балладой e-moll, op. 60 см. в воспоминаниях Э. .
В архиве Н. К. Метнера среди многочисленных программ хранится анонс к предстоявшим его концертам в Америке с объявлением трех программ из сочинении Метнера, которые должны были исполняться во многих городах Америки в сезоне 1947/48 г. (ГЦММК, ф. 132, № 1317).
Об истории грамзаписей Н. К. Метнера, сделанных по предложению Джайя Гамараджи Уадиара, подробнее см. в воспоминаниях А. А. Свана.
Квинтет (без опуса) C-dur для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели, начало работы над которым относится еще к 1904 г., был завершен, по-видимому, летом 1949 г. и в том же году осуществлена грамзапись Квинтета фирмой Эолиан в исполнении автора и Эолиан-квартета в составе: А. Кейв, У. Форбз, Л. Дайт и Дж. Мур. Но, к сожалению, эта запись имеется только в виде пробной пластинки (этот экземпляр см. в ГЦММК, отдел фонотеки, № 15455—15460). О Квинтете подробнее см. коммент. 3 к письму 65 Н. К. Метнера (ПМ, с. 117).
В грамзаписи песен Н. К. Метнера при участии автора и Э. Шварцкопф см.
Существуют записные книжки Н. К. Метнера двух видов: одни из них содержат отдельные эскизные нотные записи, другие — всевозможные мысли о том, на что обратить внимание в собственной работе. Нередко в них попадаются записи обобщающего эстетического значения. Все сохранившиеся записные книжки Метнера сосредоточены в его архиве (ГЦММК, ф. 132). Они представляют огромную ценность дли прослеживания процесса создания многих сочинений композитора, дают возможность понять взгляды Метнера на различные проблемы и чисто практического порядка и общефилософского свойства. Ученики Н. К. Метнера — М. А. Гурвич и Л. Г. Лукомский опубликовали небольшую книгу, составленную из отдельных записей, сделанных Метнером в своих записных книжках. Этой книжке предпослана развернутая вступительная статья П. И. Васильева «О записных книжках Н. К. Метнера» (см.: Метнер Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора. Страницы из записных книжек. М., 1963).
Согласно удостоверению, выданному Н. К. Метнеру 23 июня 1914 г. советом московского Елизаветинского института, он состоял в этом учебном заведении «в должности учителя музыки с 1-го сентября 1900 г. по 22 мая 1907 г.» (ГЦММК, ф. 138, № 409). Фактически же Метнер работал там лишь до конца ноября 1906 г., когда уехал в Германию, где прожил до конца 1907 г.
В ряде писем Н. К. Метнера, относящихся к периоду его работы над оркестровкой и Концерта № 1 c-moll, op. 33 и Концерта № 2 c-moll, op. 50, композитор жалуется на трудности, которые он испытывает, занимаясь такого типа работой (см. ПМ, с. 174, 175, 340, 341, 343, 346). Вместе с тем ему очень хотелось некоторые свои фортепианные сочинения услышать в оркестровом звучании, и ему пришла мысль просить своего брата А. К. Метнера заняться оркестровкой ряда сочинений (см: ПМ, с. 296, 336, 388). А. К. Метнером осуществлено переложение для симфонического оркестра двух фортепианных сочинений Н. К. Метнера: «Траурный марш» из op. 31 и «Танец-сказка» из op. 48. Упоминаемые А. М. Метнер отдельные листы инструментовки фортепианных сочинений Н. К. Метнера — это авторские наброски партитур симфонического оркестра двух фортепианных пьес: «Дифирамбический танец» и «Симфонический танец» из op. 40 (ГЦММК, ф. 132, № 749 и 750).
Личный печатный экземпляр нот «Эпической сонаты», как и других сочинений Н. К. Метнера с различными пометками и поправками автора, А. М. Метнер передала
вместе со всей зарубежной частью архива Н. К. Метнера в дар Советскому Союзу, и он находится в ГЦММК. Эти исправления или дополнения были учтены при издании двенадцатитомного собрания сочинений Метнера, осуществленного в СССР в 1959—1963 гг. Музгизом.
Сохранилось следующее письмо Е. М. Метнер к Н. К. Метнеру, посланное из Кисловодска 9 июля 1916 г.: «Милый Коля! Рахманинов сегодня подсел к нашему столу во время обеда и просил тебе написать от него следующее: что он очень хочет тебе написать, но не может осуществить этого своего желания до той поры, пока не очутится у себя в деревне, а случится это числа 20—29 июля, но хочет, чтобы ты узнал раньше, чем он тебе сам напишет, что он тебя «подвел». Изложу его собственными словами, что он рассказал: «Вчера я виделся с художественниками с В. И. Данченко и Станиславским и очень долго и много говорил с ними о Ник[олае] Карловиче]. Они готовятся к постановке «Роза и Крест» Блока, а я их спросил, кто будет музыку писать, они… спрашивают меня, так кто же мог бы это сделать, то есть написать музыку хорошо. Я им и говорю, я знаю кто, но это будет стоить очень, очень дорого. Они мне говорят: мы ни перед какими затратами не остановимся, только бы было то, что нужно. Я им н говорю: Метнер. А Кусевицкий им и говорит: только имейте в виду, что если Метнер за эту задачу возьмется, то уж исполнит ее так, как он ее понимает и ни на какие компромиссы и уступки не пойдет; если у вас есть план, с которым он не согласится, то он не уступит вам. На это Данченко сказал: пусть он нас ведет, мы за ним пойдем. Еще я им сказал, если вы заикнетесь о каком-нибудь сроке, то он не станет разговаривать с вами. Они на какой угодно срок согласны, год, полтора. Так вот, что я сделал! Пусть Николай Карлович на меня не сердится, я это сделал потому, что Николай Карлович к Блоку хорошо относится, и никто, кроме Николая Карловича, этого не сделает хорошо. Мне очень хочется, чтобы Николай Карлович с Станиславским и Данченко познакомился, они очень интересные и милые люди, непременно надо, чтобы они были знакомы». Вот слово в слово, что он мне прогудел таинственно чуть не на ухо. Между прочим, еще в течение этого рассказа несколько раз упоминал о том, что он тебя очень любит и хочет для тебя всех благ земных. Немирович взял твой адрес и решил, что или напишет тебе или же в августе, когда съедутся в Москву, то они, то есть Данченко и Станиславский, к тебе приедут. Относительно концерта твоего в Петрограде с Кошиц, он советует, чтобы программа была вперемешку с фортепианными вещами. Об условиях с Кошиц должно позаботиться то учреждение, которое устраивает концерт, а не ты. Вот и все. Я очень добросовестно исполнила это поручение и скоро, и точно. Рахманинов очень хорошо выглядит, довольный вид у него и даже веселый». (ГЦММК, ф. 132, № 303). Музыку к спектаклю «Роза и Крест» Н. К. Метнер не написал, да и сама постановка после многих репетиций все же не состоялась.