Метнера — педагог

Характеристике Метнера-педагога посвящены многие страницы сборника. Эта весьма существенная сфера его деятельности становится центром воспоминаний учеников Метнера: Э. Айлз, П. И. Васильева, М. А. Гурвич, А. А. Ефременкова, Н. И. Сизова, А. В. Шацкеса. Касаясь до сего времени почти не освещенных в печати педагогических принципов Метнера [1], его ученики создают довольно цельное представление об их основах. Эти принципы не только не утратили своего значения, а, бесспорно, сохраняют актуальность для педагогики вообще и для музыкальной педагогики в особенности.

Метнер не любил педагогическую работу, но вынужден был ею заниматься, ибо на протяжении всей его жизни только эта сфера деятельности обеспечивала ему постоянный скромный заработок. Занятия с консерваторскими (1909—1910 и 1915—1919) или частными учениками всегда стоили ему большого напряжения сил, отвлекали от занятий композицией. В силу своего характера Метнер неизменно вкладывал в любую работу все свои силы, весь пыл своей творческой натуры. Поэтому, если уж брал на себя миссию учителя, то оказывался учителем в самом высоком значении этого слова. Вот обо всем этом мы узнаем, читая воспоминания его учеников, которые испытывали к Метнеру чувство беззаветной любви, безгранично верили ему, а значит, в их души глубоко западали его всегда серьезно продуманные полезные советы, воспринимавшиеся учениками как откровение. В основе их лежало стремление не только научить своих учеников пианистическому искусству в его сугубо профессиональном аспекте, но и сформировать личность ученика в духе тех высоких нравственно-этических норм и эстетических взглядов, которые он сам исповедовал в жизни и которые определили его собственный артистический облик. Метнеру нетрудно было влиять на учеников, так как он был крупнейшим музыкальным авторитетом с безупречным моральным обликом, действовавшим удивительно облагораживающе на души учеников. С исключительной чуткостью он приглядывался ко всем своим ученикам, их внутреннему миру и в соответствии с этим применял те или иные педагогические приемы. В связи с ним очень ценна подчеркиваемая почти всеми учениками Метнера система его занятий, не допускавшая предпочтения одних учеников другим. Имеется в виду скользящее расписание, при котором тот, кто, к примеру, в какой-то день брал урок у Метнера первым, в следующий раз был уже последним. Это ставило всех учеников в равное положение. Примечательно и то, что в классе Метнера существовал неписаный закон: все ученики должны были присутствовать на занятиях друг друга. А так как уроки Метнера продолжались в течение нескольких часов, то его ученикам приходилось быть всем вместе на протяжении очень длительного времени. В классе создавалась атмосфера духовной общности и ответственности, здорового соревнования и вместе с им товарищества, ученики расширяли свой кругозор, наблюдая за ошибками или успехами соучеников, а Метнер освобождался от необходимости повторять каждому ученику в отдельности какие-то общие полезные для всех положения.
[1] Сказано «почти не освещенных», так как все же эта тема затронута в воспоминаниях А. В. Шацкеса, опубликованных, правда, в иной редакции, в сборнике «Вопросы фортепианного исполнительства» (сост. и общая ред. М. Г. Соколова. М., 1965, вып. I, с. 237—245).

Ваше мнение...

Рубрики