Мои мысли о музыке Метнера. Л. Коллингвуд

Впервые познакомившись с музыкой Метнера в 1908 году, я с нетерпением ожидал опубликования каждого его произведения и тщательно изучал их. Игру его мне приходилось слышать несколько раз в Санкт-Петербурге, но личное наше знакомство состоялось лишь по его приезде в Англию в 1928 году.

Первое, что меня привлекло к его музыке, это интересный ритм его Сказки e-moll из op. 14, а также второй из Новелл op. 17. Меня очень забавляло, когда мои товарищи-студенты пытались сыграть с листа некоторые пассажи этих пьес, так как они в действительности более трудны, чем это казалось на первый взгляд. В первый же год моих занятий в Оксфорде мне посчастливилось познакомиться с несколькими музыкантами-любителями, среди которых оказались и скрипач и тенор, и мы с ними занимались музыкой. Они разделяли мой интерес к творчеству Метнера, и скоро нашими любимыми произведениями стали его три Ноктюрна для скрипки op. 16, Первая соната для скрипки op. 21 и Соната для фортепиано op. 22, которые мы играли почти ежевечерне, а также вокальные произведения раннего периода, включая два цикла песен на слова Гете op. 6 и op. 15, исполнявшиеся нами на немецком языке. Уже позднее, овладев в достаточной мере русским языком, чтобы понять три цикла Песен на слова Пушкина op. 29, op. 32 и op. 36, я пришел от них в восторг, и с тех пор для меня стало величайшим наслаждением слушать и исполнять метнеровские песни, так же как и все другие его сочинения.

Метнер написал более сотни песен, каждая из них — настоящая жемчужина, и я частенько проигрывал от начала до конца и пел для себя весь этот сборник, состоящий из трех тетрадей! Какая же это сокровищница песен! Начиная с песни «Ангел», которая вначале была написана для фортепиано соло, до нескольких его посмертных, еще не изданных песен. Почему же так редко исполняются они? Конечно, трудность заключается в русском языке, но существуют же переводы! Боюсь, что истинную причину следует искать в том, что, хотя вещи эти чрезвычайно благодарны для вокального исполнения, аккомпанемент к ним, без сомнения, труден и требует большой подготовительной работы, Даже от первоклассного пианиста.

К сожалению, мало исполняются также и фортепианные произведения Метнера, несмотря на все своеобразие и многогранность их форм, начиная от простого вальса и кончая одной из самых замечательных когда-либо написанных им сонат — его Сонатой e-moll из op. 25.

Те, кому посчастливилось слышать в его исполнении Концерт Бетховена или сонату «Аппассионату», конечно, никогда не забудут поразительное звучание рояля и ритмическое мастерство его игры. Несомненно, что Бетховен был для него совершенством. Но он любил также и других классиков. Он слушал с огромным удовольствием оперы Моцарта в «Сэдлерс Уэллс»; «Евгений Онегин» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова были его любимыми операми. Мне кажется, он слегка завидовал таланту Римского-Корсакова в отношении оркестровки , считая, что в этой области сам он не обладал достаточным чутьем. Может быть, именно поэтому он не оставил нам крупных произведений для оркестра, за исключением трех концертов для фортепиано с оркестром. Как мне известно, Метнер весьма сожалел о том, что никогда не обладал такими возможностями работать с оркестром, какие имели его современники Рахманинов и Римский-Корсаков. Но он не оставлял мысли об оркестровке некоторых крупных своих произведений , таких, например, как Соната e-moll из op. 25 и Соната-эпика. Эта музыка настолько красочна, что ее свойства с большей силой могли бы выявиться благодаря разнообразию оркестровой палитры.

Ваше мнение...

Рубрики