Педагогические указания Метнера

Как большинство композиторов, Метнер предпочитал одни свои вещи другим; он колебался в выборе между Первым и Третьим концертами, но мне кажется, что из своих трех Концертов он больше всего любил Первый, хотя думал, что слушатели будут ценить главным образом Второй концерт. Из сказок он считал наиболее значительными две, составляющие op. 20, а меньше всего придавал значение Сказкам op. 26.

Обычно он отрицал обвинение его в том, что его музыка трудна для исполнения, но все же соглашался с тем, что его Соната e-moll из op. 25 и «Отрывок из трагедии» g-moll из op. 7 требуют идеальной техники. Очаровательные Вариации op. 55, по его словам, были написаны в необычном для него, более женственном стиле. Из своих песен он считал наиболее значительными «Элегию» из op. 45, «Воспоминание», «Бессонницу», «Заклинание», «Мечтателю»; пушкинское стихотворение, на слова которого написана песня «Мечтателю», казалось ему описанием любви не в обычном смысле слова, а истинной любви к искусству и страданий, которые она влечет за собой.

Метнер считал, что «Трагическую сонату» из op. 39 не следует играть без «Утренней песни» из того же опуса, так как обе эти пьесы тесно связаны друг с другом.

Он, несомненно, — самый музыкальный и образованный пианист, которого я когда-либо слышала. У него была блестящая техника, великое разнообразие тона; удивительная стройность и пропорциональность чувствовались в его игре, без каких-либо преувеличений, искажений, или малейшего намека на желание «показать» себя. Он интерпретировал произведения Баха, Бетховена и Шопена так же правдиво и с таким же самозабвением, как и свою собственную музыку.

В заключение мне хочется напомнить о некоторых педагогических указаниях Метнера. Он говорил: «За инструментом держаться надо спокойно; сидеть совершенно сосредоточенно. Ясно отмечайте контраст между музыкой энергичного характера и певучей. Меняйте самый стиль игры: для певучей музыки нужно брать более мягкий тон, ослаблять ударения и создавать впечатление большей округленности. Сохраняйте устойчивый темп. Контрасты нужно выражать переменой в стиле игры, а не скорости. Поэтому не уклоняйтесь от общей линии темпа (если, конечно, на это нет специальных указаний). Все ускорения и замедления должны быть постепенными. Внезапное accelerando или rallentando нарушает общий строй и впечатление силы. Не «распускайте вожжи» в al rigore di tempo. Торопливость тоже разрушает впечатление силы. Все crescendo и diminuendo также должны быть постепенны».
Метнер утверждал, что выразительная музыка нуждается в тонких градациях гибкости линий каждой фразы. В «настоящем rubato длинные ноты длиннее, а короткие — короче и никогда наоборот».

Он всегда настаивал на красоте тона. «Тон никогда не должен быть резок, даже в самом громком fortissimo. В legato cantabile гон должен быть мягок по качеству, ничего не теряя в силе. Тему следует четко выделять; гармонический фон должен быть полным и насыщенным, а не набросанным кое-как. Но не давайте аккомпанементу заглушать тему. Исполнение должно быть четким, и вместе с тем совершен но необходима свобода пальцев».

Метнер говорил, что педализировать нужно предельно точно и при менять тончайшие градации педали для разных звуковых эффектов, но что всегда важно употреблять педаль так, чтобы придать звукам больше тепла и красоты.

«Внимание всегда должно быть сосредоточено на красной нити темы. Будьте слушателями. Внимательно слушайте самих себя. Когда музыка разучена, забудьте все материальное. Старайтесь исполнением воплотить мечту», — неоднократно говорил Метнер.

Ваше мнение...

Рубрики