Мясковский, ноты.
Симфония №10. Партитура
Так случилось, что начиная с Бетховена никто из крупных композиторов Десятую симфонию не заканчивал, или вообще больше девяти не писал (вспомним Шуберта, Брукнера, Малера). Только в двадцатом веке перешагнули этот порог (Шостакович, Мийо, Вила-Лобос, Ваон-Уильямс и др.). Первопроходцем здесь оказался именно Мясковский, который первый после бетховенских времён закончил Десятую. Но если бы эта симфония была примечательна только этим, она представляла бы интерес исключительно для книги рекордов Гиннеса. Однако, эта симфония уникальна во многих смыслах, особенно для русской музыки. Про неё можно сказать, что это чуть ли не единственный представитель экспрессионизма в русской музыке (среди характерных признаков экспрессионизма здесь можно отметить предельную концентрированность и напряжённость чувств, одночастность и лаконичность формы, предельно усложнённый и острый гармонический язык, порой переходящий с вертикального типа изложения на горизонтальный). Это — русский экспрессионизм широкого дыхания с яркими, порой лапидарными темами.
Полифоническое мастерство, пожалуй, ни в одном произведении русской музыки не достигало такой вершины!
В качестве эмоционально–сюжетной основы симфонии послужила, по выражению автора, «картина отчаянья Евгения» из «Медного всадника» Пушкина и вправду, насколько русские эти чувства (кстати, несколько ранее Мясковский собирался писать оперу на сюжет «Идиота», учитывая музыку Десятой, можно было бы себе представить, насколько выразительная и эмоционально сильная музыка получилась бы).
К сожалению, эта симфония не исполнялась с самого момента её выхода в свет, т.к. тематика сочинения не была актуальной для «советской действительности» и расценивалась тогда как шаг назад в «буржуазное искусство». По инерции эта симфония не исполняется и сейчас, да и в самом деле, нужны ли современному избалованному слушателю человеческие страдания, готов ли слушатель пойти вслед за музыкой, относясь к ней как к отображению состояния другого человека, которому необходимо сострадание, а не воспринимая музыку как объект собственного душевного насыщения, если не сказать обжорства. Эта симфония была единственный раз записана в контексте всех 27 симфоний Евгением Светлановым.
Произведение не успело послужить и учебным пособием для студентов композиторов, из-за подобных «проколов» мы сейчас наблюдаем упадок профессионализма и хорошего вкуса среди большинства молодых композиторов.
Хочется надеяться, что помещение партитуры Десятой симфонии Мясковского в интернете будет небесполезным и людей, действительно любящих русскую музыку заинтересует. Партитура настолько редкая, что в читальном зале Московской Консерватории находится в единственном экземпляре.
Так же настоятельно рекомендуем ознакомиться и с музыкой Десятой симфонии Мясковского. Четыре маленьких, но очень показательных отрывка из неё вы сможете найти в разделе Мр3. Музыка сложная для восприятия (музыкальный язык кажется едва ли не современней Шостаковича), но очень яркая, при внимательном прослушивании можно практически все темы запомнить с первого раза.
Надеемся, что партитура и фрагменты музыки этого выдающегося творения русского композитора заинтересуют посетителей сайта и произведут сильное впечатление.
Алексей Чернов
Симфония №13. Партитура
Наряду с 10-й симфонией Тринадцатая принадлежит к числу «авангардных» симфоний Мясковского. Она так же сложна по музыкальному языку как и Десятая, но в отличие от своей предшественницы её гармонический язык наиболее органичен, т.к. в Десятой сложность гармонии создаёт резкий контраст с лапидарностью тем и классичностью формы, а также с грандиозностью фактурных пластов и огромным составом оркестра. Интонационный же строй Тринадцатой более дифференцирован и тонок; в отличие от Десятой, где звуковая информация на уровне интервальных отношений и сопоставлений гармоний проносится с бешенной метущейся скоростью и как бы «закрывается» яркостью тематизма и бешенных экспрессионистических всплесков, в музыке Тринадцатой можно ощутить некую микроинтонационную яркость и болезненность каждого(!) диссонантного созвучия, на сопоставлении которых построено всё сочинение. Одним словом, Тринадцатая симфония — это единственное крупное творение Мясковского раскрывающие стилевые и образные особенности музыкального экспрессионизма в полной мере (кстати говоря, существуют факты, свидетельствующие об увлечённости Мясковского творчеством Шёнберга в период написания симфонии). Между тем, композитор создаёт произведение совершенно непохожее ни на один из классических образцов экспрессионизма и местами даже отдалённо не напоминающее экспрессионизм композиторов нововенской школы или экспрессионистические опыты Рославца и Мосолова. Тринадцатая симфония своей яркостью и какой-то особенной завораживающей туманно-болезненной атмосферой музыкального материала выламывается за рамки как экспрессионизма, так и привычного творческого облика самого Мясковского. Таким образом, Тринадцатая симфония является уникальным произведением русской музыки 30-х годов XX столетия и её по праву можно назвать одним из самых выдающихся творений Мясковского, а среди симфоний она несомненно могла бы многими ценится как высшая по достоинству после его гениальных Шестой и Двадцать седьмой. Симфония поражает глубиной своего содержания и точностью, выверенностью и эмоциональной силой оркестрового мышления уже к тому времени зрелого и опытнейшего мастера, Мясковского — профессора консерватории.
Всем музыкантам-профессионалам настоятельно рекомендуем ознакомиться с мастерски выполненной партитурой Тринадцатой симфонии и открыть для себя массу новых выразительных средств в оркестровке и в гармонии.
Также настоятельно рекомендуем ознакомиться с записями симфонии. Запись симфонии с Геннадием Рождественским можно заказать в фонотеке Московской консерватории, а запись Светланова выпущенную английской фирмой OLYMPIA в контексте всех симфонических сочинений композитора иногда (правда очень редко) можно увидеть на прилавках музыкальных магазинов, также эту запись переведённую в формат mp3 можно достать значительно дешевле, заказав один из Mcd проекта «Русская касталия».
Олег Сергеев
Мадригал ор.7
«Мадригал» ор7 – это пять красивейших лирических романсов написанных на стихи Бальмонта, объединенных в небольшую сюиту.
Эта сюита наглядно нам представляет раннего, ещё не изученного Мясковского.
Все фортепианные сонаты
Господа пианисты! Играйте из русской музыки XX века не только сонаты Прокофьева но и сонаты величайшего мастера сонатно-симфонического цикла Николая Яковлевича Мясковского. Особенно рекомендуем ранние сонаты. А вы, господа педагоги детских музыкальных школ не забывайте про поздние («сонаты средней трудности»), они украсят репертуар любого вашего ученика. Одним словом, качайте, т.к. нигде кроме как у нас ноты ВСЕХ сонат Мясковского сразу вы не найдете. Всё в формате PDF.
Соната №1 2 766kb
Соната №2 1 706kb
Соната №3 1 313kb
Соната №4 2 888kb
Соната ор64 №1(№5) 1 793kb
Соната ор64 №2 (№6) 2 065kb
Соната ор82 (№7) 874kb
Соната ор83 (№8) 1 134kb
Соната ор84 (№9) 1 028kb