Николай Рославец, ноты.
Среди фортепианного наследия талантливейшего русского модерниста начала XX века Николая Рославца выделяются три его сонаты Первая, Вторая и Пятая (Третья и Четвёртая, к прискорбию, утеряны, или просто завалялись где-нибудь в подвале давно закрывшегося издательства, что произошло с партитурой его же скрипичного концерта).
Рославец, прославившийся открытием т.н. «синтетаккорда» (техники, являющийся преддверием шёнберговского серийного метода) в большинстве своих сочинений неукоснительно, можно даже сказать скрупулезно следовал своим профессиональным принципам, что обусловило потрясающую стройность и организованность музыкальной материи произведений композитора. Музыка его фортепианных сочинений удивительно тонка и очень красива. В отличие от сонат своего младшего современника и соратника по Ассоциации Современной Музыки (АСМ) Александра Мосолова, сонаты Рославца более сдержаны эмоционально и аккуратны с фактурной точки зрения.
Гармонический язык ф-нных опусов «классического атоналиста» Рославца в высшей степени точен, что как раз и делает музыку красивой, конечно красота эта весьма специфического свойства и теми, кто не привык к музыкальному языку течения, к которому принадлежал Рославец, а это безусловно и область выразительных средств позднего Скрябина и интонационные особенности стиля нововенской школы, эта красота может быть и не воспринята при первом знакомстве с этой музыкой. Вместе с тем, как и Мосолов и Гавриил Попов, Рославец — композитор-экспрессионист, это также безусловно чувствуется в его произведениях (нервность, эмоциональная изменчивость, недосказанность, некий болезненно-утончённый комплекс интонаций). Все три пьесы написаны в сонатной форме, причём в условиях отсутствия даже намёка на классической понимание тональности это прекрасно улавливается на слух, сразу же вспоминается высказывание Сабанеева, который называл его «беспримерным типом новатора — академиста».
Как и пять поздних сонат Скрябина, все сонаты Рославца одночастные и по времени идут примерно столько же, сколько и сонаты Скрябина, т.е. 10 — 15 минут. И как кажется, каждая из сонат могла бы украсить репертуар любого пианиста, да и для композиторов и теоретиков было бы не лишним проанализировать эти произведения. Подробнее о Рославце и о каждой из его сонат вы сможете прочитать в двух статьях Ю. Н. Холопова.
Олег Сергеев
Первая соната 1.50mb
Вторая соната 1.33mb
Пятая соната 1.09mb
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, есть ли ноты Рословеца соната №1 (1926) для альта и фортепиано? Не могу найти. Помогите пожалуйста!
Александра,удалось ли Вам найти ноты сонаты Рославца?если да,то можете поделиться?просто необходимо,концерт в ноябре,не успеваю заказать( спасибо заранее за любой отклик!