Густав Малер
И. Соллертинский «ГУСТАВ МАЛЕР»
Посвящается Ангелине Иустиновне Раупенас Прочитать остальную часть записи »
Десять симфоний Густава Малера
На пороге XX столетия появляется композитор, который пытается в Европе, раздираемой классовыми противоречиями империалистической эпохи, возродить бетховенский симфонизм. Прочитать остальную часть записи »
Болезнь Малера.
В 1907 г. врачи ставят Малера в известность о безнадежности его болезни и предстоящей в самые ближайшие годы смерти. Прочитать остальную часть записи »
Композитор.
Кроме спорадических (разрозненных, отдельных) успехов, при жизни симфонизм Малера окончательного признания не получил. Первые исполнения симфоний встречались издевательским глумлением, свистом, шиканьем, грубыми выходками критиков в печати. Прочитать остальную часть записи »
Школа дирижирования.
Не менее высокую оценку дал Малеру Брамс, слышавший под его управлением IX симфонию Бетховена и «Дон Жуана» Моцарта. Прочитать остальную часть записи »
Малер становиться известным.
Начало славы Малера, как композитора, датируется довольно точно крушением германского империализма в 1918 г. и Версальской катастрофой. Прочитать остальную часть записи »
Наследие Малера — 10 симфоний.
Переобремененный дирижерской работой, заставляющей все время иметь дело с «чужой музыкой», Малер сочинял лишь летними каникулами. Прочитать остальную часть записи »
Что вдохновляло Малера?
Классовая среда, питающая Малера—это левое крыло предвоенной мелкобуржуазной интеллигенции, до боли в глазах видящей полную моральную нищету империалистической Европы, но не преодолевшей своих гуманитарных иллюзий. Прочитать остальную часть записи »
Принципиальная позиция
Из этой идеологической позиции Малера—позиции протестующего мелкобуржуазного гуманиста-утописта, целиком выводима и структура его симфоний. Прочитать остальную часть записи »
Малеровский гротеск
Принципиальная пропасть отделяет, например, «Маленькую сюиту» Стравинского от любого «саркастического» скерцо Малера. Прочитать остальную часть записи »
Родственен по духу Клейсту
Другое лицо Малера—это экстатическая проповедь, приводящая к судорожному трагизму. Прочитать остальную часть записи »
Малер пишет не для утонченных ценителей
Но отыскать его он пытался. Прочитать остальную часть записи »
Историческая судьба Малера
Обычно упреки Малеру делали именно по линии банальности мелодичного материала. Прочитать остальную часть записи »
Пролог. Первая симфония
Первая симфония (ре-мажор, 1885-1888)—большое четырехчастное произведение с первых же тактов обнаруживающее глубокую оригинальность симфонического мышления и языка Малера. Прочитать остальную часть записи »
Части первой симфонии.
Остановимся вкратце на остальных частях. Вторая часть—венский вальс, заразительно бодрый, построенный, однако, не на мелодическом изяществе, но на стихийной силе ритма; в идиллическом трио как бы возрождается Шубертовский лэндлер. Прочитать остальную часть записи »
Первая симфоническая трилогия
Первая симфоническая трилогия: Вторая c-molI, третьи d-moll и четвертая g-dur симфонии. Прочитать остальную часть записи »
Вторая трилогия.
Все три симфонии, входящие в состав второй трилогии, чисто «инструментальны»—без участия человеческих голосов. Прочитать остальную часть записи »
Восьмая симфония.
Синтезом обеих трилогий является самое монументальное создание Малера—его восьмая симфония (ми-бемоль-мажор) Прочитать остальную часть записи »
Корни инструментального мастерства Малера
Малер-симфонист раньше всего получил признание, как исключительный виртуоз оркестровки. Прочитать остальную часть записи »
Малер является создателем.
Прежде всего, неверно утверждение, что Малер сочиняет только для гиганского оркестра. Прочитать остальную часть записи »
Попытка Малера повторить Бетховена
В VIII симфонии—этой решающей и последней попытке Малера повторить в XX веке Бетховенскую «Оду к радости» Прочитать остальную часть записи »
Инструменты «за сценой»
К особенностям инструментовки Малера отнесем еще умение пользоваться пространственным и эффектами. Прочитать остальную часть записи »
Принцип Малеровского симфонизма
Основной принцип Малеровского симфонизма-выразительность во что бы то ни стало. Формальное понимание музыки, чувственное наслаждение звуком или красочным тембром Прочитать остальную часть записи »
Оркестровый стиль Малера
Оркестровый стиль Малера всецело полифоничен. Особенно возрастает контрапунктическое, полифоническое и полиритмическое мастерство во второй симфонической трилогии—V, VI и VII симфониях. Гармоническая вертикаль отодвинута на задний план ради линеарной мелодии. Прочитать остальную часть записи »
Агония Малера
Крушение Малеровского симфонического замысла—высшим напряжением которого была VIII симфония, сознание неудачи бетховенианской миссии—этой мелкобуржуазной утопии в условиях раздираемой классовыми противоречиями империалистической Европы Прочитать остальную часть записи »
«Песнь о земле» Малер
«Песнь о земле»—шестичастичная симфония-кантата для тенора (в 1-й, 3-й и 5-й частях) и контральто или баритона (в четных—2-й, 4-й, 6-й частях). Словесно-сюжетный материал—тексты китайских лирических поэтов VIII в. нашей эры—Ли-Тай-По—«китайского Гете», Чанг-Теи, Монг-Као-Иена и Ванг Вея, известных Малеру по немецкому переводу Ганса Бетге. Прочитать остальную часть записи »
Камерный характер симфонизма
Стилистически характерны для «посмертного» периода творчества Малера прежде всего—камерный характер симфонизма и полная свобода симфонической структуры, в пределе ведущая к полному упразднению и преодолению симфонической формы в классическом смысле и замене ее свободной многочастной рапсодией ). Прочитать остальную часть записи »
Знакомство с симфонизмом Малера
«Песнь о земле» и IX симфония суть нечто большее, нежели эпилог личной судьбы гениального композитора-неудачника (неудачника не в индивидуально-биографическом, но в культурно-философском смысле слова). Прочитать остальную часть записи »
Мировоззрение Малера
Да, искусство Малера возникает в эпоху финансового капитала, гигантских фабрик, американизированного делячества, капиталистической индустрии и ожесточенной классовой борьбы. Верно и то, что Малер выступил музыкальным протестантом и обличителем. Прочитать остальную часть записи »
Творческий метод Малера
Было бы наивно объявлять творческий метод Малера образцом построения советского симфонизма: его романтический утопизм, его судорожные усилия, доводимые до пароксизмов, возродить бетховенианство и повторить «Оду к радости», его идеалистическое отношение к народной (крестьянской, ремесленной, солдатской) песне, наконец, его пессимизм последних лет—все это признаки мировоззрения левого мелкобуржуазного интеллигента, видящего кризис капиталистического мира, но не нашедшего иного исхода, кроме социального утопизма. Прочитать остальную часть записи »