Огромное чувство меры
Совершенно другим человеком приходит она к дочери во дворец Мазепы: надломленная, глубоко подавленная старуха. Но реплики Марии убеждают ее в равнодушии дочери к семейному горю, к судьбе отца. И голос певицы г разу приобретает другие краски — колючие, гневные.Совершенно необычным кажется тембр ее голоса, такой всегда ласковый, мягкий. И при этом чудесная кантилена, обаятельная певучесть, никакой форсировки и ясный певческий рисунок — основа всех опорных основ.
В партии Графини в «Пиковой даме» Преображенская, проявляя огромное чувство меры, вокальными средствами и мимикой рисовала образ своей героини. Вставной романс Гретрн, несмотря на недостаточно совершенное французское произношение, она исполняла с такими «волшебством и вдохновением», что даже не понимающий французской речи слушатель вовлекался в мир воспоминаний старой графини. Голос ее казался засурдиненным, прикрытым тончайшей дымкой давно угасших, но все еще будто тлеющих чувств.
Из выступлений в операх советских композиторов («Броненосец «Потемкин», «Беглец», «Щорс» и др.) благодарная память хранит исполнение Преображенской партии Груни. Роль Груни в «Броненосце «Потемкин» не очень велика, но здесь впервые в те годы Преображенской была раскрыта революционность образа, внутренняя сила рабочей женщины. В роли Груни нет ничего общего с той романтикой, к которой мы привыкли в классической опере. Труня простая женщина. Но певица высоко подняла этот образ.
Лирика не была сильной стороной творчества Преображенской. Печать правильно отмечала, что «Песни и пляски смерти» Мусоргского ей больше сродни, чем лирика Чайковского. Речь не идет об отсутствии вокальных средств: голос Преображенской был достаточно мягок и гибок для исполнения любого лирического произведения. Но ее темперамент и природная настроенность на героико-трагедийные задачи требовали от нее но «Средь шумного бала», а «Полководца». Партия Жанны дАрк была ей ближе, чем романс Полины из «Пиковой дамы» или песня Сольвейг Грига. Тем не менее колыбельную Груни из «Броненосца «Потемкин» так же трудно забыть, как страстный крик Вальтрауты («Гибель богов»): «Отдай кольцо!» — и другие моменты, в которых концентрируется кульминация эмоциональной выразительности партии.
Репертуар Преображенской, как оперный, так и концертный, был велик и разнообразен. Певица с большой художественной пытливостью и добросовестностью относилась ко всему тому, что она делала. Все, что ею было почерпнуто в жизни, рано или поздно находило применениев певческой деятельности, но никогда не превращалось в натурализм: все было просто и естественно в этом человеке.
Но для того чтобы раскрыть масштабы своего таланта, Преображенской были нужны большие задачи, иначе ей негде было развернуться.
Вот, например, она поет Шинкарку в «Борисе Годунове», и вы невольно заглядываете в программу: неужели она? В этой партии ей негде показать ни насыщенную чувством и обаянием кантилену, ни стихийный темперамент, ни душевную увлеченность, и сцена в корчме проходит на посредственном уровне. Да, все хорошо, ни к чему не придерешься, но не хуже делают и другие. А Преображенская артистка трагедийного плана.