Примечательны были два выступления
Не хочу гадать, как было бы сейчас, но в период 1920—1934 годов без «золотой нити» и без «музыки на первом месте» оперы не принимались и театральным «хлебом» не становились.
Мой рассказ о периоде 1909—1934 годов страдает многими лакунами. Я но задержался даже на интересном эксперименте, который сделал Малый оперный театр, поставив в 1930 году оперу Д. Д. Шостаковича «Нос». Если судить по успеху, который имеет на симфонической эстраде сюита на темы «Носа», и по тому интересу, который к нему проявляет западноевропейская театральная общественность, можно думать, что мы не разглядели тогда достоинств этого произведения и когда-нибудь к нему вернемся. Это дело будущего. Но, как уже сказано, я не историк и рассказываю только о том, что меня больше всего заинтересовало в новых произведениях в те годы.
В 1917—1934 годы на обеих академических оперных сценах нашего города, не говоря о случайных спектаклях в здании Народного дома, из которых самым значительным явилась первая постановка оперы «Ночь под рождество» Н. А. Римского-Корсакова, в советские годы было поставлено значительное количество опер. Львиную долю составлял классический русский и западноевропейский репертуар, остальную часть современный — советский и зарубежный.
Эти произведения оказались не очень жизнеспособными и вскоре за ничтожными исключениями, как «Саломея», «Воццек», на три четверти сошли со сцены не только у нас, но в значительной мере и на Западе, и об этом жалеть не приходится.И только в отношении одной советской оперы была совершена непростительная несправедливость. Понадобилось почти тридцать лет, чтобы ныне гордость советского оперного творчества была возвращена на сцену. Я говорю о «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича, поставленной в Ленинграде в 1934 году.
При обсуждении статьи «Сумбур вместо музыки» па заседании ленинградского отделения Союза советских композиторов подавляющее большинство членов Союза безоговорочно к ней присоединилось. Примечательны были два выступления, которые выделились из общего хора.
Иван Иванович Соллертинский заявил:
— Я настолько привык считать это произведение выдающимся, что я так скоро не могу отказаться от своего восхищения им. Мне нужно время для того, чтобы выяснить, в какой мере мое мнение было ошибочным.
А Александр Семенович Рабинович сказал еще резче:
— Нет, мне никакого времени не нужно. Я считаю статью несправедливой и надеюсь, что справедливое отношение к «Леди Макбет» когда-нибудь восторжествует. (Я цитирую на память, но почти дословно.)