Беседа с Федоровым
27 февраля председатель областного отдела Союза городов М. М. Федоров созвал заведующих отделами и кое-кого из ответственных работников. В довольно откровенных и неожиданных в устах недавнего царского министра нелестных выражениях он рассказал о растерянности «царской камарильи», о сумятице в ставке, о новых назначениях бездарных генералов на ответственейшие посты, об угрозе генерала Хабалова в случае беспорядков расстрелять половину населения Петрограда и продолжал:
— А собрал я вас, чтобы сказать вам: революция зашла гораздо дальше, чем мы все могли предвидеть, и не исключены кардинальные — вы слышите, господа! — кардинальные изменения во всей нашей жизни. Но наши союзники уверены, что русский народ останется верен своим обязательствам и с новыми силами начнет воевать с врагом нашего отечества. За родину, господа, за Русь, до победного конца! — закончил он взволнованным голосом и предложил работать каждому «на своем посту с максимальным напряжением сил и верой в победу».Нас поразило, что Федоров — член кадетской партии — ни разу не помянул в своей речи царя. Среди нас немало было членов разных партий, немало будущих большевиков. После официальной части все обступили Федорова и стали расспрашивать, что ему известно о происходящих в верхах событиях.
В тот вечер театры пустовали, даже «Русалка» с Шаляпиным была отменена за полным отсутствием публики. А Народный дом был даже закрыт, так как его огромное помещение временно заняли войска.
Беседа с Федоровым не выходила у меня из головы в первую очередь потому, что и он упомянул о формировании ряда профсоюзов.
На следующий день я отправился в Музыкальную драму и не без волнения узнал, что там нелегально, но фактически существуют профсоюзы оркестровых музыкантов и рабочих сцены. Во главе первого стояли дирижеры А. В. Павлов-Арбенин, А. Э. Маргулян и три оркестранта; во главе второго — театральные художники П. М. Лебедев, А. А. Андреев и трое рабочих, из которых Бойцов был кооптирован из Суворинского театра. Единственным партийным человеком среди названных был П. М. Лебедев — левый эсер, впрочем, очень скоро порвавший с этой партией и перешедший на сторону большевиков.
— А как у артистов? — поинтересовался я, но толкового ответа не получил. Да, мол, надо бы, говорят, но вот никто не берется…
* * *
7 марта 1917 года в Суворинском театре состоялось первое общегородское собрание актерской громады Петрограда с целью создания профсоюзов сценических деятелей. По существу, после всероссийских съездов прошлого века и сорванных реакцией 1907—1912 годов попыток создать профсоюзное объединение это было первое свободное собрание актерства. Впервые во всеуслышание раздались громкие вопли о дикой нужде и о необеспеченности среднего русского актера.