Давались средства на всевозможные эксперименты

Если попытаться составить перечень музыкальных организаций — то возникавших и умиравших, то сливавшихся с родственными, чтобы вскоре все же умереть, я, наконец, тех, которые выживали, получился бы объемистый том.Может быть, какой-нибудь историк искусства или любитель статистики этим займется. Будущий читатель такой истории несомненно поразится той благожелательностью, с которой правительственные органы отзывались на инициативу не только государственных организаций или коллективов, но и отдельных артистов, с какой легкостью (особенно до наступления нэпа) давались средства на всевозможные эксперименты, если только в них было рациональное зерно, передовая идея, возможность пропаганды благородных произведений искусства от доступной детям песенки до симфонии Малера.Историки советской культуры вообще, музыки в частности когда-нибудь несомненно посвятят специальный труд небывалому в истории мировой культуры размаху использования музыки в целях агитации и пропаганды.
Вначале ее подбирали, исходя из совпадения метрики злободневных куплетов с популярными мелодиями и известными революционными песнями. Затем стали импровизировать, а потом сочинять.
IB начале двадцатых годов музыка получила уже массовое распространение. Баянисты, гитаристы, балалаечники, пианисты появлялись как deus ex machina (бог из машины) из рабочей, крестьянской, интеллигентской среды. Стали организовываться оркестры народных инструментов. При помощи Рабиса был укреплен оркестр В. В. Андреева, создан новый оркестр дирижером А.Любимовым. Маленьким оркестрикам (в двенадцать-восемнадцать человек) и счета не вели.
Большое распространение получила музыка в драматическом театре. Бывало, не успеешь оглянуться, как та или иная пьеса, ставившаяся без музыки, возрождается с музыкальным сопровождением.
Драматические театры стали привлекать к работе композиторскую молодежь — В. М. Дешевова, А. Б. Буцкого, Б. В. Асафьева, Ю. А. Шапорина, В. В. Щербачева, Н. М. Стрельникова, А. Д. Астраданцева. На этом поприще они быстро завоевали популярность и симпатии. С успехом подвизались в театре и З. А. Майман, Л. М. Пульвер, П. А. Петров-Бояринов, С. Н. Митин, М. А. Мильнер и многие другие. Делали попытки принимать участие в музыкальном оформлении спектаклей и некоторые дирижеры, заведующие музыкальной частью театров.
Несколько позже стали устраивать концерты между киносеансами, собирали небольшие оркестры для сопровождения кинофильмов. Появились киноиллюстраторы. Пианисты средней руки, студенты консерватории, обладавшие хорошей памятью и музыкальной хваткой, умудрялись, утром один раз просмотрев фильм, запомнить (или записать в блокноте) его содержание: небольшая буря, короткий скандал, убийство, лирика и т. д. — и несколько часов спустя иллюстрировать его компиляцией из музыки разных веков и народов. Они отлично модулировали из одного произведения в другое, не очень топорно «сшивая» тональности.

Ваше мнение...

Рубрики