ДЕЛА И ДНИ ЛЕНОБЛРАБИСА И НОВАЯ ПРЕССА

Вот это «никто не поймет» в какой-то мере стало оправданием небрежности, недобросовестности в работе.
И все-таки с первых же месяцев Октябрьской революции начались интересные концерты в Белом зале Зимнего дворца. Лучшие оркестры, лучшие дирижеры, лучшие солисты и прекрасные программы сеяли доброе, светлое, вечное. Немало содействовали этому и относительно частые блистательные выступления Луначарского в роли лектора.
Огромное влияние на развитие в народе вкуса к театральным зрелищам, в той или иной мере связанным с музыкой, имели массовые празднества, устраивавшиеся в дни красного календаря на площадях. Первомайское представление у Фондовой биржи, например, в 1920 году не только оставило незабываемое впечатление, но и послужило прообразом многочисленных постановок в районном масштабе. Представление «Мистерии освобожденного труда» было организовано по инициативе Петроградского военного округа. Постановщиками были С. Д. Масловская, Ю. П. Анненков, А. Р. Кугель, художником М. 08. Добужинский и другие.
К сильным музыкальным впечатлениям тех лет следует отнести один из концертов памяти жертв Революции, в котором среди прочих номеров грандиозно прозвучал траурный марш из вагнеровской музыкальной драмы «Гибель богов», исполненный сводным оркестром всех театров, филармонии и гвардейских симфонических коллективов в составе около пятисот человек под управлением А. Э. Маргуляна.
С течением времени массовые празднества приняли грандиозные размеры. В их организацию постепенно включались крупные режиссеры (Н. В. Петров, С. Э. Радлов, В. Р. Раппапорт), и некоторые постановки на берегах Невы по сей день не забыты. Примечательно, что уже весной 1921 года оформление народных праздников было поручено художникам-реалистам.
Вопросы профессионального художественного образования.— Рабкоры и специальная пресса. — Интерес народных масс к искусству.— Эстрада.— Концерты Пубалта. — Нэп и помощь безработным.
Осенью 1917 года Петроградская консерватория оказалась в очень тяжелом положении. Количество студентов сократилось чуть ли не в пять раз. Еще до Октября поговаривали о недостаточности субсидии, о необходимости избавиться от опеки Русского музыкального общества. Теперь настала пора получить самостоятельность. По 1919 год шли хлопоты о проведении реформ, которые привели в конце концов к национализации консерватории, положившей конец ее мытарствам.
К этому времени разгул футуризма в живописи как будто приутих, но в музыке и в театральных постановках все стало усиленно «леветь». После появления в газетах статей о Пролеткульте многие стали приписывать влиянию пролеткультовских идей и новое направление в музыке и вызванные отсутствием материалов (холста, красок, тканей) сценические конструкции и униформы. Еще мало кто знал платформу Пролеткульта, но само слово носилось в воздухе и превращалось порой в некое знамя разрушительной деятельности.

Ваше мнение...

Рубрики