Эволюционный путь

В среде консерваторской молодежи — не только студентов, но и педагогов — начался поход против некоторых действительно устаревших учебных программ и методов преподавания. За этим последовало, однако, понижение общего тонуса музыкального обучения. Процесс реорганизации обучения молодежи был болезненным и сложным. Многие считали, что необходимо прежде всего взорвать старое и потом, не имея прошлого перед глазами, строить все заново. Другие стояли за эволюционный путь. Но и первые и вторые вносили в споры большестрастности, чем требовала логика. Ученым шкафом с бородой» прозвала, например, молодежь высокообразованного проректора консерватории А. В. Оссовского.
Расшаталась дисциплина классов. Эмигрировали некоторые крупные профессора. Но, несмотря ни на что, консерватория продолжала функционировать нисколько не хуже других обновленных учреждений искусства. Борьба разных сечений со временем дала хорошие результаты: закоснелое отмерло, лучшее, что принесла с собой молодежь, медленно, но неуклонно давало ростки нового. Существенное оздоровление в работу консерватории внесло «Положение о Московской и Ленинградской консерваториях», которое Наркомпрос утвердил 5 декабря 1925 года по прямому предложению ЦК ВКП(б). «Положение» определило профиль выпускаемых консерваториями специалистов.
B первые годы после революции состав педагогов консерватории основательно поредел. Было приглашено большое количество новых, в первую очередь по признаку исполнительской талантливости. Они, прежде всего, содействовали успешному окончанию консерватории старшекурсниками, а затем, с приобретением педагогического опыта, дали нашей стране много талантливых исполнителей. Наблюдая в первую очередь за вокальными классами, назову только часть новых преподавателей вокального факультета, пришедших в консерваторию около 1920 года. Это А. Ю. Больска, М. И. Бриан, Г. А. Боссе, И. В. Тартаков, И. С. Томарс и другие.
Тогда впервые в стенах консерватории началось исполнение классического вокального репертуара в русских переводах.
«Страшным злом» казалась до революции производственная практика студентов, и до последних двух курсов она почти не допускалась. После революции она началась самотеком, но скоро была введена в какие-то — вначале слишком широкие, по все же контролируемые — рамки и стала приносить учащимся большую пользу.
Примерно тогда же возник вопрос о создании при консерватории Оперной студии, в которой студенты всех специальностей параллельно обучению в классах могли бы проходить производственную практику под наблюдением педагогического состава. Учебные заведения нигдев мире еще не имели такого опыта: не с кого было брать пример, но новаторство советского строя во многом не знало образцов.

Ваше мнение...

Рубрики