Гастролеры с их запетым репертуаром

Первые несколько лет антреприза была в руках Попечительства. Но оно вело хозяйство беспорядочно, к нему присосалось большое количество лишних людей, к тому же не всегда чистых на руку. Относительно скоро встал вопрос о нерентабельности оперных спектаклей и о необходимости добиться дополнительных субсидий.
Печать обвиняла Попечительство в том, что значительное количество опер было совершенно непригодно для народной аудитории; что шились слишком роскошные костюмы; что большая труппа состоит главным образом из посредственных певцов и актеров и — самое важное — билеты все же относительно дороги. Во время русско-японской войны спектакли стали плохо посещаться. Попечительство оказалось не в состоянии вести дело безубыточно, и в театре появился антрепренер. II тут пошли гастролеры с их запетым репертуаром, скороспелые постановки неинтересных новинок и т. д.
Однако и первые антрепренеры не справились с материальными трудностями. Тогда начали организовываться товарищества на паях, которые развивали бурную деятельность. Они не ограничивались основной сценой и стали вывозить оперные спектакли в районы, главным образом в народные сады — Таврический, Василеостровский и другие. Вывозились не только «легкие» спектакли вроде «Демона» или «Севильского цирюльника», но и такие громоздкие, как «Игорь» и «Тангейзер».
В положении товариществ драматических и оперных была существенная разница. В драматических товариществах весь состав труппы работал на марках, и в каждой труппе было коллективное управление. Это обеспечивало возможность более осторожно и более строго подбирать репертуар, смелее выдвигать молодежь, иногда идти на эксперименты и на более или менее одинаковых условиях терпеть нужду и делить радости.
В оперных коллективах была другая картина: в подавляющем большинстве случаев членами товарищества, в подлинном смысле слова, бывали солисты, изредка хористы и почти никогда оркестранты и рабочие. Как правило, массовые коллективы состояли на твердой оплате и нередко разоряли солистов. Жестче других вели себяоркестранты, сплошь и рядом требовавшие расчета в нервом же антракте. И в силу этого именно оперные товарищества, за отсутствием средств для поднятия дела, бывали вынуждены идти в кабалу к какому-нибудь предпринимателю. Выгоднее всего было обращаться к Попечительству о народной трезвости или Обществам народной грамотности. У них часто состояли на службе оркестры и хоры, у них были собственные или арендуемые театры с театральным имуществом, костюмами, порой и нотными библиотеками, иногда они располагали и субсидиями. Поэтому и образовались постоянные труппы при петербургском Народном доме и при московском Сергиевском народном доме.

Ваше мнение...

Рубрики