ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БОЛЬШОЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР

Держа довольно тесную связь с Петроградским Советом с первых дней его образования, Союз сценических деятелей, союзы рабочих театрального дела, оркестрантов и все последующие профессиональные объединения пользовались неизменным влиянием.Помнится, что мы иногда действовали самочинно в расчете, что за все правонарушения, которые нам подсказывались простой необходимостью, мы будем амнистированы. В результате «бумажки» Центротеатра стали действовать не хуже правительственных документов, и частные антрепренеры стали с нами серьезно считаться. Когда декорационные и костюмерные мастерские бр. Лейферт и другие еще не были национализированы и их владельцы стали назначать непомерно высокие цены, Центротеатр начал влиять и на стоимость проката, причем мы сами решали, какой театр может платить дороже и какой дешевле. С соображениями хозяев мы не считались и ссылки на дорогостоящий материал или на затруднительность транспорта безоговорочно отводили.Если рабочие давно знали лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», то театральные деятели — но только актеры — впервые поняли, что только в единении сила.
Конференция разбудила актеров, она заставила их думать о коллективной ответственности за искусство. На ней выяснилось, что работники искусства живут не в безвоздушном пространстве и что ни в какие башни из слоновой кости скрываться больше нельзя.
Не всем все стало ясно сразу, но толчок был дан всем от мала до велика. Конечно, было сказано много громких слов, какая-то часть заседаний превратилась в говорильню, но можно пожалеть, что материалы конференции не застенографированы: для историков дореволюционного театра они бы дали много интересного.
Слияние двух частных театров.— Встреча с А. М. Горьким. — «Мастера пения». — «Маккавеи».— «Долина». — Прекращение оперных спектаклей в Народном доме.
После Февральской революции А. Р. Аксарин, державший оперную антрепризу в Народном доме, стал терять почву под ногами. Надвигалось лето с неизвестно какой посещаемостью, и, получив предупреждение, что в начале мая здание будет на большой срок отдано под съезд крестьян, антрепренер решил на всякий случай ликвидировать труппу. С массовыми коллективами он рассчитался по договорам. Что касается артистов с высокими окладами, то Аксарин использовал закон о чрезвычайных обстоятельствах (форс-мажор) и нарушил договор с ними без компенсации. Однако как только крестьянский съезд освободил помещение, Аксарин вновь открыл спектакли. На этот раз солисты выступали на разовых. В договорах же с массовыми коллективами пункт о возможном вынужденном прекращении спектаклей был обставлен всеми законными гарантиями от убытков.
Осенью была заново сформирована труппа, в которой оказалось очень много артистов Мариинского театра и Театра музыкальной драмы, совмещавших работу в этих театрах с выступлениями у Аксарина.

Ваше мнение...

Рубрики