Концерты знаменитостей

Одним из интересных людей среди театральных администраторов был И. М. Руммель.
Воспитанник псковского реального училища, он начинает учиться рисованию у художника-декоратора, который быстро вводит его в атмосферу театральной жизни.То мальчик грунтует холст для декораций, то его посылают к знаменитой «цыганской» певице Анастасии Дмитриевне Вяльцевой подписать программу, а оттуда в типографию, где печатают афиши, то актриса пошлет его в зал пригласить за кулисы ее поклонника, а то антрепренер поручает ему организовать клаку, дабы «помочь публике», которая, мол, сама не знает, какое место (не артистов, боже сохрани!) следует приветствовать или проводить аплодисментами.
Мальчик внимателен, ко всему умеет зорко присмотреться и прислушаться. В ученическом оркестре он играет на балалайке, влюбляется в свой инструмент и ищет знакомства со знаменитым балалаечником Б. С. Трояновским, а через него с оркестром русских инструментов и его замечательным руководителем (В. В. Андреевым. Он еще в последнем классе училища, но ему дают всяческие поручения по театральной или благотворительно-концертной части. Именно ему доверяют организовать торжественный выпускной акт училища. Едва оперившись, Руммель начинает устраивать концерты знаменитостей, привозит в Псков целые коллективы и сразу завоевывает доверие горожан. Псков — город небольшой, но близость к столице приучила его население к хорошим концертам и спектаклям. Молодой администратор с первых же шагов дает себе клятву вести дело серьезно, и через короткое время его подпись на афише приобретает вес.
После Октябрьской революции Руммелю доверяют проведение в Пскове и его районе национализации кинотеатров, организацию драматических спектаклей, эвакуацию всего ценного в зрелищных предприятиях на время отступления перед бандами Юденича. От успеха к успеху, от малых дел к большим, в тылу и на фронте — таковы для Руммеля первые два-три года Советской власти. Во время гражданской войны он обслуживает фронт, инспектируя оркестры.
Попав в поле зрения петроградских организаций, Руммель переезжает в Петроград и становится во главе небольшого театра «Баба-яга» на улице Рубинштейна. Затем он был директором кинопостановок с участием Прокофьева и Юрия Тынянова, устраивал концерты с С. М. Михоэлсом и мхатовцами, диспуты А. В. Луначарского с протоиереем А. А. Введенским. Затем — «Белгоскино», бесконечные турне по СССР, бесчисленные концерты во время Отечественной войны и большая послевоеннаяработа по организации общегородских гуляний в Ленинграде и Москве, фестивали, выступления самодеятельности и т. д. без конца и края. Таков жизненный путь Руммеля.
Разносторонняя деятельность познакомила его с огромным количеством артистов театра, кино и эстрады, с различными городами, их потребностями и вкусами, развила в нем умение ориентироваться в любой обстановке и выйти победителем из любого затруднения. Лучшее свидетельство признания его заслуг — тот факт, что, вступив в преклонный возраст и выйдя после пятидесяти лет беспрерывной работы на пенсию, Руммель сплошь и рядом приглашался хотя бы временно для работы в Ленинграде, Москве и других городах.
Иначе складывалась деятельность Федора Леонтьевича Боярского, тоже одного из «китов» среди ленинградских администраторов.

Ваше мнение...

Рубрики