Купцы жертвовали по сто рублей

Пошли дискуссии, заседания, комиссии. Вопросом заинтересовались не только Петербург и Москва, но и Архангельск и Ростов-на-Дону, Екатеринбург и Житомир и т. д. И создалось забавное положение: Петербург и Москва, как и полагалось бюрократическим столицам, изо всех сил дискутировали, что и как нужно делать, а провинция очень мало рассуждала, но усиленно строила народные театры в расчете, что наряду с драматическими спектаклями можно будет давать в них и оперные. Так, например, в Самаре, Казани, Харькове, Житомире и т. д. обеспечивались «ямы» для оркестра в тридцать-сорок человек,которые без особых трудностей заменялись дополнительными двумя-тремя рядами стульев в случае полного сбора на драматическом спектакле. Всюду нашлись горячие приверженцы оперного искусства, которые решили — пока суд да дело — организовать сбор пожертвований на строительство хотя бы деревянных оперных театров. А Петербург продолжал обходиться неприспособленными для оперы сценами, чаще всего открытыми, по своему устройству очень убогими: в садах Таврическом, Екатерингофском, Полюстровском, Петровском, Александровском и др., где условия отнюдь не обеспечивали приличных постановок оперного спектакля. В то же время петербургское Попечительство успело добиться ряда льгот для народных театров, которые впоследствии распространились на всю Россию: авторские общества предоставили ему скидку с поспектакльного гонорара, афиши стали печататься бесплатно, полицейские и пожарные наряды предоставлялись также безвозмездно. И если в провинции купцы жертвовали по сто рублей, то наследники мецената Варгунина в Петербурге размахнулись на двадцать пять тысяч.
Возник проект постройки театра на две тысячи мест, который мог бы при невысоких ценах окупать значительную часть своих расходов.
Ревнители проекта доказывают, что они не фантазеры: на выездные спектакли назначают цены, почти покрывающие расходы, и эти цены нисколько не отражаются на количестве зрителей. Делается опыт с балетными спектаклями, и ко всеобщему изумлению «Фея кукол» тоже собирает полный театр. Отсюда неминуемо следует прямой вывод: надо ускорить организацию народной оперы и придать труппе балетный коллектив.
И вот на средства частных жертвователей возникает Народный сад с деревянным театром на Черниговской улице.
Дали несколько оперных спектаклей и окончательно доказали Попечительству о народной трезвости, что ему необходимо от кустарщины перейти к настоящему оперному делу.
Вопрос о строительстве Народного дома для оперы — пусть пока на половинных началах с драмой — был поставлен ребром. После длительной борьбы у властей были вырваны разрешение и необходимая субсидия на постройку театра. К этому времени отмена дешевых ценна спектакли и попытка строить их на самоокупаемости доказали, что настоящий любитель оперы, будь то рабочий или мелкий служащий, согласится платить и подороже.

Ваше мнение...

Рубрики