Курсы мастерства сценических постановок
Вот каких успехов достигла Оперная студия к концу двадцатых годов!Не могу ненадолго не забежать вперед.
Тщательно наблюдая за деятельностью Студии, я замечал рост влияния преподавателей «безопорного» пения, отмечал, что, теряя итальянскую школу эмиссии звука, мы ее пока ничем не заменяем. Арий и романсов итальянских композиторов, которые я переводил и рекомендовал некоторым педагогам, было недостаточно для «тайной» борьбы против «безопорного» пения. И, пользуясь большой дружбой с директором консерватории А. И. Машировым, около 1934 года я уговорил его настоять на постановке «Любовного напитка» Доницетти. Мне казалось, что эта старшим поколением забытая, а молодому совершенно неизвестная опера вынудит педагогов консерватории кое-что пересмотреть.
Очень неплохо пели в этой опере будущие заслуженные и народные артисты А. Халилеева, А. Иванов, B. Кильчевский и Л. Соломяк, но это была заслуга талантливой молодежи, их личная интуиция, оставшаяся без должного отклика в классах педагогов. Отрезвление началось значительно позже, после того как наша консерватория на конкурсах вокалистов потерпела несколько поражений. Однако это между прочим. Рабис принимал постоянное участие в делах консерватории. Однако больше, чем музыкальными и художественными школами, он занимался подготовкой драматических актеров.
В первые два-три года после Октябрьской революции в Петрограде кроме Школы русской драмы при бывшей Александринке существовали: Школа актерского мастерства, основанная В. Э. Мейерхольдом и Л. С. Вивьеном, Курсы мастерства сценических постановок под руководством В. Э. Мейерхольда, художника М. П. Зандина и других, Институт ритма под руководством Н. В. Романовой и еще какие-то частные театральные школы, носившие отпечаток идейно-художественной индивидуальности своих руководителей и не всегда сулившие возможности воспитания театральных деятелей в духе коммунизма, которое являлось первейшей обязанностью Сорабиса. В 1920/21 году была создана Драматическая школа Сорабиса.
В это время в театральных кругах стал приобретать популярность Сергей Эрнестович Радлов. Одновременно с занятиями на филологическом факультете Петроградского университета Радлов посещал студию В. Э. Мейерхольда. Зная несколько языков, эллинскую культуру, он писалстатьи по вопросам театра и стал заметной фигурой на нашем театральном небосклоне.
Радлов тоже хотел руководить театральной школой и счел за благо начать с атак на вневедомственную школу Сорабиса. Среди руководителей последнего он имел поддержку, но количество его защитников было невелико. Остальным — и мне в том числе — с «левым» искусством было не по пути.
Бой Радлову пришлось дать мне. Я неизменно (по весну 1926 года) занимал пост «казначея» Рабиса (по современной терминологии — распорядителя кредитов). Свободных денег на школу не было, и их надо было периодически «выдумывать и делать», эта обязанность лежала на мне.