О творческой дисциплине театра написано немало

Еще до окончания екатеринославской гимназии он стал выступать как организатор любительских: спектаклей. Как-то «незаметно для самого себя» он доставал у знакомых нужный реквизит, устраивал бесплатную доставку его туда и обратно, выпускал за гроши, а то и бесплатно афиши, держал под зорким наблюдением билетеров и вылавливал «зайцев» — словом, проявлял способности администратора. И поставил себе целью им стать.
Переехав в Петербург, он тщательно изучал театральные предприятия и их владельцев, а затем, решив, что ему по пути с новаторами, предложил свои услуги начинавшему самостоятельную режиссерскую деятельность Александру Яковлевичу Таирову. Все, что зависело от администратора в области привлечения внимания к его спектаклям, было блестяще и с минимальными затратами сделано.

11_levik_beckmesser
Скоро Боярский почувствовал, что ему нужен больший масштаб работы, но обязательно в новаторском театре. И вот он в 1912 году перешел в Театр музыкальной драмы. О творческой дисциплине этого театра написано немало. Но, как известно, «театр начинается с вешалки». А понятие «вешалка» охватывает все хозяйство театра. Тут мне довелось в течение многих лет наблюдать за деятельностью Боярского непосредственно. И я должен сказать, что от заказов мануфактуры для постановок до соблюдения чистоты в зрительном зале и за кулисами у него все находилось на большой высоте. Понимая достаточнокапризного И. М. Лапицкого с полуслова, он все делал вовремя, без повторных напоминаний.
После Октября Боярский занимал разные должности — от заведующего всем зрелищным комбинатом Народного дома до заместителя директора Академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова. И везде он проявлял не только исключительную работоспособность, но и незаурядную инициативу.
Когда я, бывало, обращался к нему по телефону с предложением устроить вечер в пользу фонда помощи безработным, он буквально через полчаса являлся в Облрабис с написанной в трамвае подробнейшей программой, в которую мне не всегда приходилось вносить поправки. Он знал все труппы города, их составы и сценические требования; он знал всех лучших эстрадников, цирковых артистов и борцов, умел с ними разговаривать. Он резко выделялся и сметкой и исполнительностью среди лучших администраторов двадцатых годов. И только в одной области на него бывали жалобы. Всегда спеша, всегда торопясь, он не любил ни служащих-тугодумов, ни «заслуженных» контрамарочников и нередко бывал с ними груб.
Третью разновидность представляет путь Павла Осиповича Лерха — директора зрелищного зала Дома культуры имени Ленсовета.
По окончании реального училища Лерх поступает в студию главного режиссера Александринки Е. П. Карпова, чтобы подготовиться к артистической деятельности. Но жизнь трудна, и юноша переходит в драматический театр на должность суфлера и переписчика ролей. В 1917 году Лерх начинает организовывать коллективы для обслуживания расквартированных в Петергофе воинских частей. Два года спустя его переводят в труппу, в которой работают будущие артисты академических драмтеатров с Е. П. Карякиной, В. А. Кравицким и М. И. Царевым во главе. На фронтах гражданской войны Лерх со своей труппой часто выступает на передовой линии.

Ваше мнение...

Рубрики