Окрыленный успехом

Нужно вспомнить, как далек был (рабочий люд, воспитанный при царе, от самодеятельности, смелыми шагами которой мы теперь любуемся в народных театрах. В ту пору даже людей, проявлявших на просмотрах и голосовые и актерские данные, надо было убеждать, что в выступлении па сцене нет ничего зазорного.
Много труда тратил довольно опытный и более или менее популярный в городе дирижер Иван Петрович Aркадьев, несколько лет дирижировавший в опере Нардома, чтобы убедить самодеятельных артистов рискнуть выполнить большие, чем обычно, задачи и выступить в оперном спектакле. Но его постановки «Русалки», «Евгения Онегина» и «Демона» с участниками самодеятельности произвели на большинство самодеятельных коллективов огромное впечатление и облегчили последователям пионера их дальнейшую работу.
Окрыленный успехом, Аркадьев значительно умножил количество выездных оперных спектаклей на заводах и фабриках и там же организовывал оперные, оркестровые и хоровые кружки.
Большую роль стали играть культотделы при профсоюзах и особенно при Центральном совете профсоюзов. Никому неведомые до тех пор работники культотдела Облпрофсовета С. И. Вишня и Н. В. Мелехов зимой 1919/20 года задумали организовать первоклассную концертную труппу, и однажды на мое имя в Рабнс пришла телефонограмма за подписью руководителей Облпрофсовета примерно такого содержания: «В трехдневный срок организуйте Ударную концертную труппу, под личной ответственностью держите в боевой готовности для немедленного развертывания работы».Группа была сформирована, и в нее вошли лучшие артисты нашего города: С. В. Акимова, М. И. Бриан, А. И. Кобзарева, З. П. Лодий, О. В. Тарновская, И. В. Ершов, И. В. Тартаков, Н. П. Молчанов, квартет имени А. К. Глазунова (И. О. Лукашевский, Д. А. Зверев, , А. М. Рывкин и А. Д. Печников), Е. В. Вольф-Израэль, И. Ю. Ахрон, А. Ван-Орен, М. А. Бихтер, Н. И. Голубовская, С. О. Давыдова, И. С. Миклашевская, Е. В. Лопухова, О. И. Преображенская, В. К. Иванова, Т. А. Трояновская, А. А. Орлов и другие, — в общем около двадцати восьми человек.
В программы концертов включались главным образом произведения русской и мировой классики. Настойчивость и упорство членов труппы в работе, которую я — и как работник Рабиса и как артист, участник этих концертов — знал очень близко, заслуживают самой большой похвалы. Большой интерес вызывали пояснительные лекции Н. М. Стрельникова, П. А. Конского и других музыковедов.
Товарищи Вишня и Мелехов, проявляя чудеса организаторской распорядительности, добились прикрепления ударной труппы к какой-то продовольственной организации, выдававшей ее членам такой же паек, как своим рабочим и служащим. Закрепив состав труппы, они придали ее работе строгий плановый характер.
Для передвижения по городу и ближайшим его окрестностям мы пользовались остатками транспортных средств царской Певческой капеллы — длинными «линейками», на которых сидели друг к другу спиной. Чахлые клячи еле волокли наши колымаги.

Ваше мнение...

Рубрики