Поспешная реорганизация управления театрами
Забастовка проходила с переменным успехом: материальные требования труппы сегодня отвергались, а неделю спустя принимались, но за неделю цены на продовольствие поднимались и затребованные раньше оклады никого уже не удовлетворяли.
Все эти обстоятельства будоражили людей искусства, которые постепенно начали понимать необходимость сойти со своего Олимпа в гущу жизни и принимать участие в общественной борьбе. С каждым днем все больше стала проявляться, выходила наружу не всегда осознаваемая, но сильная ненависть к царскому режиму. «Гнать начальство» стало лозунгом дня. Жажда избавиться от «царских холуев» была так велика, стремление к индивидуальной свободе, с одной стороны, и непонимание жизненно важных элементарных требований дисциплины и нормально организованного производства, с другой, были так сильны, что .в одном театре уничтожили должность инспектора оркестра, в другом — хорового старшины, в третьем — хормейстера. Кое-где, наоборот, на должность инспектора назначались… тройки. Все требовали автономии, многовластия. Многие не понимали, что поспешная реорганизация управления театрами пли даже отдельным театром неминуемо приведет к анархии.
Тем временем союзы возникали как грибы. Помимо крупных цеховых стали создаваться узкопрофессиональные: Союз учителей пения, Союз скульпторов, Союз переводчиков. Хотя на шесть миллионов евреев в России было всего несколько небольших еврейских трупп с незначительным количеством артистов, они образовали отдельный профсоюз. Затем возникали общества: «любителей свободного искусства», «музыкальных педагогов», просто«деятелей искусства» и т. д. Было даже общество «социализации красоты», допускавшее полное оголение на сцене.
Стали крепнуть ячейки союзов на местах. Руководители профсоюзов стали все чаще собираться на объединенных заседаниях не только для обсуждения, но и для совместных решений важнейших вопросов.
К этому времени в некоторых профсоюзах (у кинодеятелей, у артистов эстрады, цирка и варьете) оказались очень активные и мудрые правления. Они сразу стали понимать, что разрозненные союзы в случаях стачечной борьбы окажутся слабыми и что необходимо найти какие-нибудь формы совместных действий. Это исподволь готовило почву для объединения цеховых союзов по производственному принципу.
Параллельно с профсоюзами почти ежедневно возникали и всевозможные комиссии: по репертуару, по внутреннему распорядку театров, но рекламированию спектаклей и врозь и совместно с другими театрами, по сохранению художественно ценных памятников и по сооружению новых, по борьбе с вандализмом отсталой части населения, пытавшейся крушить все старое без разбора, и т. д., без конца и края. В Комиссии по уничтожению царских памятников возникала даже мысль об уничтожении памятника Екатерине II перед зданием Александрийского (ныне Пушкинского) театра, и спасло его только вмешательство А. М. Горького.