Расхождений с установками Советской власти
Помимо хроники в нашей газете приводился отчет о посещаемости театров: название произведения и количество зрителей. И даже эти сухие цифры были поучительны, давали пищу для размышлений.
Материал от театров получали по телефону: директор сообщал нам нужные сведения, заметка писалась тут же от руки (машинопись для типографий тогда не была обязательной) и отправлялась в набор. Мы сами ездили в типографию. И все это в порядке совместительства, тратя максимум полдня на все. Просто мы тогда вели дела.В качестве редактора «Вестника театра и искусств» я стал завязывать связи на началах обмена с зарубежными музыкальными журналами и получать интересные статьи о жизни зарубежных оперных театров, о постановках новых опер. К весне 1922 года стало ясно, что слияние Рабиса и Рабпроса было ошибкой, и союзам было разрешено «разлиться».
Уже осенью 1917 года, когда цеховые профсоюзы объединились в Цеитротеатр, во всех правлениях было достаточное количество сознательных и преданных новому строю людей. Одни посвящали общественной работе больше времени, другие меньше, но я не припомню ни одного случая принципиальных расхождений с установками Советской власти. Если мы чего-нибудь не понимали и даже «снимали с себя моральную ответственность», то саботажа в работе не было. Между тем состав правлений был разношерстный, в правление союза кинодеятелей входили даже хозяева небольших кинотеатров.
Конечно, воспитание мы все получили в цеховых профсоюзах, основная задача которых была чисто экономическая: выравнивание зарплаты в связи с ростом цен и охрана восьмичасового рабочего дня. Даже впервые поставленные после Октября вопросы о дисциплине труда вызвали кое у кого недоумение: почему, мол, профсоюз заботится о хозяине? Его ли это дело?
Можно смело сказать, что цели, назначение производственных союзов и их превосходство над цеховыми в течение первого же года существования Советской власти в такой мере стали понятны для самых рядовых их членов, что никаких особых мероприятий для разъяснения этого не требовалось. Объединение всей массы членов Союза в одном месте, в доме № 34 на Набережной Красного флота, безусловно содействовало товарищескому сплочению. Значительно укрепились отношения с Петроградским исполкомом. Даже такие сложные, казалось, вопросы, как призыв артистов в действующую армию, быстро и благожелательно разрешались в Совдепе. Бюрократизма мы в ту пору вообще не знали. Расскажу хотя бы, как решался вопрос об обеспечении работников искусства жилищными удобствами.Как известно, переселение людей из трущоб в сносные жилища было одной из первых забот Советской власти. Но переселение это трудно было удержать в рамках хорошей организации, и оно порой принимало характер самотека. Так как артисты и художники в смысле квартирных условий находились часто в лучшем положении, чем остальные, так как многим из них за выступления или плакаты иногда платили дровами и керосином, то «переселенцы» устремились в первую очередь именно к работникам искусства. И создалось положение, при котором многие потеряли возможность нормально работать. Естественно, что они стали обращаться в свой профсоюз. В помощи никому но было отказано, но сначала она оказывалась очень неорганизованно и от случая к случаю: позвонят в Отдел коммунального хозяйства — и Откомхоз менял ордер.